Куйбышевгидрострой


Куйбышевгидрострой (КГС) — советская строительная организация, созданная первоначально для строительства Жигулёвской ГЭС, впоследствии и города Тольятти.

В 1948—1950 была разработана программа строительства и модернизации гидротехнических сооружений в СССР, известная как «Великие стройки коммунизма». В рамках реализации данной программы было принято Постановление Совета Министров СССР от 21 августа 1950 «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге»[1] в котором было указано о создании строительной организации «Куйбышевгидрострой», ответственной за строительство Куйбышевской гидроэлектростанции на Волге.

В тольяттинской школе № 16, которой присвоено имя одного из руководителей КГС — Николая Семизорова, более двадцати лет существует музей истории «Куйбышевгидростроя».

За создание Волжской ГЭС Куйбышевгидрострой в августе 1958 года был награждён орденом Ленина, а город Ставрополь узнал первых своих героев. 25 наиболее отличившимся строителям и монтажникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Руководил строительством ГЭС основатель КГС Иван Васильевич Комзин.

При выборе места под строительство нового автозавода в 1960-е годы одним из ключевых факторов являлось наличие свободных строительных мощностей КГС. «Куйбышевгидрострой» имел возможность проводить объём работ на сумму 75 миллионов рублей в год. За 16 предшествующих лет своего существования (с 1950 по 1966 годы) КГС выполнил строительно-монтажных работ на 1 миллиард 349 миллионов рублей.

Однако для строительства автозавода требовались за 4 года освоить объём в полтора раза больше. Для этого КГС дополнительно создал 8 трестов с годовой программой по 25-40 миллионов рублей, а также трест «Автозаводстрой» с программой в 90 миллионов рублей.