Кульджинский тракт (Алма-Ата)


Кульджинский тракт — начинается от улицы Х. Халиуллина и выходит за городскую черту на востоке. Является частью Малого транспортного кольца Алма-Аты и автомобильной дороги А-2.

История Кульджинского тракта восходит к 1870 году, когда к посёлку Шелек (бывшее Зайцевское) была проложена от Верного просёлочная дорога, по которой проходили торговые караваны и обозы по направлению Верный — Шелек — Чунджа — Дубунская переправа и далее на Жаркент и Кульджу. Это направление дороги и получило название Кульджинского тракта. Кульджинский тракт относился к разряду земских дорог.

В первом десятилетии XX века до посёлка Чилик на тракте были построены деревянные мостки через водотоки, арыки и суходолы.

В 1936—1940 годы от Алма-Аты до Чилика созданы земляное полотно, затем твёрдое дорожное покрытие из гравия и щебня.

В 1949—1950 годах Кульджинский тракт был покрыт гравийно-щебёночным битумом, построены железобетонные мосты и трубо-водостоки, установлены километровые и другие дорожные знаки. Регулярное автобусное сообщение было установлено в первое послевоенное пятилетие.

В 1980 году тракт был реконструирован, стал усовершенствованной и грузонапряжённой автомобильной дорогой. Широкую ленту асфальтированного шоссе обступали ветрозащитные лесопосадки из ветвистых карагачей, пирамидальных тополей и фруктовых деревьев на протяжении всех его 115 км. За лесопосадками вдоль тракта до распада СССР тянулись хлебные нивы, виноградники, поля с огородами и табачными культурами. Трафик 24 000 машин в сутки (2022 г.) .