Культура Бельгии


Культура Бельгии — совокупность культурного выражения разных групп, составляющих население Бельгии. Характерной особенностью культурой жизни Бельгии является фактическое разделение по языковому признаку на культуру двух важнейших общин, нидерландскоязычных фламандцев и франкоязычных валлонов, а также небольшого немецкоязычного меньшинства. В то же время некоторые течения в истории культуры Бельгии пересекали границы общин и фактически приобретали общенациональный характер, например архитектура модерна в конце XIX-начале XX века.

Изобразительное искусство современной Бельгии своими корнями связано с фламандским искусством (XVII век), которому предшествовало искусство Нидерландов (XV—XVI века). Во фламандском искусстве пышность барокко сочеталась с реалистичными устремлениями (П. Рубенс, А. Ван-Дейк, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, Д. Тенирс, А. Браувер и др.). В XVIII веке оно теряет свою самобытность и испытывает французское влияние. Новый подъём в искусстве Бельгии начинается с 1830-х годов (Ф.-Ж. Навез, Густав Вапперс, Л. Галле, X. Лейс, Г. Гефс). В середине XIX века в искусстве Бельгии развивается бытовой жанр (Ж. Маду, А. Вервей, Фердинанд де Бракелер и др.). В картине Ч. Херманса «На рассвете» (1875) впервые зазвучала социальная тема. В произведениях А. де Гру воспроизведена жизнь бельгийского пролетариата. В 80-х гг. XX века в искусстве Бельгии выступает выдающийся реалист К. Менье. Известны его картины, посвященные шахтерам. Ярко проявился его могучий талант в скульптуре («Молотобоец», «Пудлингувальник», «Председатель грузчика. Антверпен», рельефы для «Памятника Труда»). Полны любви к трудовому народу произведения Я. Смитса, К. Пейзера, П. Полюса, Ж. де-Брьойкера. Известным художником конца XX века является Ф. Мазерель, живописные и графические произведения которого проникнуты гуманизмом и ненавистью к войне. В XX веке в искусстве Бельгии получили развитие также различные формалистические направления.