Культура цыган


На цыганскую культуру оказали существенное влияние культуры других народов. Однако сложившиеся цыганские традиции составляют основу цыганской идентичности. Предпринимался ряд попыток конструировать национальную идеологию цыган, например, концепция «безгосударственной нации»[1].

Цыгане являются одними из проводников распространения народных верований и обычаев, и в районах своего расселения, например, в Румынии, они являются хранителями «национальных» обычаев, танцев и других элементов традиционной культуры, которые в значительной степени исчезли из современной сельской жизни. Рома имеют богатые устные традиции, но в силу социальных условий их письменная литература сравнительно скудна[2].

Серьёзной проблемой, с которой столкнулись рома, является разрушение их традиционного образа жизни в условиях промышленно развитых обществ. Все более распространенными становятся многоквартирное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с нецыганами[2].

Цыгановеды Л. Н. Черенков и Стефан Ледерих отмечали, что, вопреки распространённому стереотипу, бóльшая часть цыган всегда жила оседло. Эпитет «кочевое племя» является лишь романтичным клише. По данным статистики и исторических источников, концентрация цыган была и остаётся наиболее высокой в Восточной Европе и на Балканах, в регионе, для которого характерен оседлый образ жизни. Цыгане проживали в отдельных посёлках и особых городских кварталах (махалах). Цыгане карпатской «метагруппы» в обозримом прошлом вовсе не кочевали[3].

Цыганский термин гаджо, «не-цыган», является исконно индийским. Первоначальная форма — гавджа. И в современных цыганских диалектах слово гав означает деревню, на основании чего предполагается происхождение термина, который стал основой антитезы «ром — гаджо». Гав-джа в начальном значении — «житель деревни», «крестьянин». Предположительно, предки цыган вели кочевую или полуоседлую жизнь. В этот период появилось противопоставление оседлым земледельцам[3].

Черенков и Ледерих также указывали, что выпрашивание милостыни в качестве промысла характерно только для маргинальных цыганских групп, которые утратили язык и старинные традиции[3].