Культурная антропология


Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития[1]. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности[2]. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX — начале XX века в основном в США[3][4]. Основные представители: Лео Фробениус, Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, М. Херсковиц, Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Стросс[3][4] и Клиффорд Гирц. В США используется понятие «культурная антропология»[3], в Великобритании — «социальная антропология»[4].

Не разрешенным является вопрос о связи культурной антропологии с этнологией. Существует четыре варианта[4] ответа на вопрос о связи этих дисциплин, причём у каждого из этих вариантов есть свои апологеты.

Так некоторые авторы полагают, что этнология и культурная антропология — понятия синонимичные. Другие считают, что понятие культурная антропология шире понятия этнология и включает в себя последнее. По их мнению, культурная антропология выступает как обобщенное знание об основных институтах культуры, в то время как этнология представляет собой сравнительный анализ культур[1]. Третьи настаивают на том, что этнология по своему предметному полю значительно шире культурной антропологии, которая по их мнению, не выходит за рамки науки о биологической и физической природе человека[5]. Четвёртый вариант сводится к тому, что предмет культурной антропологии — аспекты культуры человечества, предмет этнологии — изучение отдельных этносов и теоретический анализ этнических общностей как таковых[6].

В российской науке более распространён третий подход, в то время как в западной — первые два[4]. В США и Великобритании термин «этнология» как определение научной дисциплины практически неизвестен. В России в течение XX века (после политически окрашенных дискуссий конца 1920-х годов) в научном обиходе за исследованиями подобного рода закрепился термин «этнография»; слово этнология до 1990-х годов употреблялось редко и только по отношению к зарубежной («буржуазной») науке, хотя и её чаще именовали «зарубежной этнографией». В 1990-е годы слово «этнология» стало использоваться чаще в связи с введением в учебные программы вузов предмета «этнология» и этим термином стали обозначать теоретическую дисциплину, а «этнографией» — практические (эмпирические) исследования.