Культурная диффузия


Культу́рная диффу́зия – это взаимное проникновение культурных форм, образцов материальной и духовной подсистем при их соприкосновении, где эти культурные элементы оказываются востребованными и где таковые заимствуются обществами, которые ранее подобными формами не владели.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и т.д.[1].

Исследователи, обратившие внимание на культурную диффузию, предположили, что то или иное явление культуры совершенно не обязательно должно было возникнуть в данном обществе в результате эволюции. Оно вполне могло быть заимствовано, воспринято им извне. Абсолютизация этого положения легла в основу особого направления в этнологической науке, которое получило название диффузионизм.

Истоком диффузионизма стала антропогеографическая школа, идеи которой нашли своё отражение в трудах Ф. Ратцеля. Возникший в Германии диффузионизм был представлен школой «культурной морфологии» Ф. Г. Фробениуса, концепцией «культурных кругов» Ф. Гребнера и «культурно-исторической» школой В. Шмидта. В Англии диффузионистские идеи развивались в трудах У. Х. Риверса.

Самые радикальные сторонники концепции культурной диффузии стремились свести всю историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции, культурного и общественного прогресса отвергалось. Процессам развития повсеместно предписывалась именно культурная диффузия, то есть пространственное перемещение различных явлений культуры.

Особенно последовательным в этом отношении был Ф. Гребнер. Согласно его теории, каждое явление материальной или духовной культуры (лук и стрелы, свайное жилище, земледелие, культ духов умерших и черепов, лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и только в одном месте, а затем из этого центра распространилось по миру.