Культурные ценности


Культурные ценности — это материальные и нематериальные элементы, имеющие художественную, духовную, имущественную ценность, общечеловеческое значение, а также оказывающие эстетическое, мировоззренческое, научное и историческое воздействие на человека[1].

Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году. Эта конвенция ввела данное понятие в международную терминологию. В разных отраслях права могут применяться различные определения[2].

Рынок культурных ценностей и искусства — один из старейших инвестиционных рынков в мире. Существует также незаконный оборот культурных ценностей. Бороться с ним можно путём введения государственных реестров культурных ценностей, а также создания и распространения этических кодексов для торговцев культурными ценностями.

Экспертиза культурных ценностей — это особый тип бинарного взаимодействия субъекта и объекта, где количество субъектов и объектов может варьироваться от одного до бесконечности. Как технологический процесс, экспертиза представляет собой цикл из трёх параллельных действий: научной атрибуции культурных ценностей, технико-технологического исследования материального носителя культурных ценностей и маркетингового анализа важности культурных ценностей. Являясь оценкой моральных ожиданий ценителя, экспертиза культурных ценностей всегда содержит мнение и поэтому носит субъективный характер, который приобретает объективный статус после коллегиального утверждения результатов экспертизы. Основные параметры экспертизы культурных ценностей, отражающие степень её научности: достоверность, вероятность, обоснованность[3].

Ценность — определённая объективная справедливость, которой обладает тот или иной субъект права: человек или группа людей.

Культурные ценности — это определённая сфера, которая, находясь в собственности частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной ценностью;