Культурные ценности


Культурные ценности — предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, художественную и имущественную ценность. Культурные ценности оказывают эстетическое, научное и историческое воздействие на человека[1].

Определение культурных ценностей впервые было дано на Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (1954): это ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа.

В настоящее время правовой статус культурных ценностей определяется рядом международных документов: Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (1954), Конвенцией о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970), Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенцией УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (1995) и др.

Рынок культурных ценностей и предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. Годовой оборот мирового арт-рынка колеблется от 25 до 30 млрд долларов[2]. Существует и незаконный оборот культурных ценностей, ежегодный оборот которого оценивается примерно в 10 млрд долларов, уступая только теневому рынку торговли оружием и наркобизнесу[3]. Для противодействия незаконному обороту культурных ценностей используются публичные государственные реестры, а также создание и распространение кодексов профессиональной этики для торговцев культурными ценностями, которые способствуют саморегулированию арт-рынка[4].

Экспертиза культурных ценностей представляет собой особый вид бинарных взаимодействий субъекта и объекта, при которых количество субъектов и объектов может варьироваться от единицы до бесконечности. Как технологический процесс экспертиза представляет собой цикл трёх параллельно протекающих действий: научной атрибуции, культурных ценностей, технико-технологического исследования материального носителя культурной ценности и маркетинговый анализ стоимости культурной ценности. Являясь оценкой нравственных ожиданий сведущего человека (знатока) экспертиза культурных ценностей всегда мнение, и поэтому имеет субъективный характер, который приобретает квазиобъективный статус после коллегиального утверждения результатов экспертизы. Основные параметры экспертизы культурных ценностей отражающие степень её научности: надёжность, вероятность, валидность[5].

Ценность — есть определённая объективная объектность, находящаяся в обладании конкретного субъекта права (человека или группы людей).