Культ личности Сталина


Культ ли́чности Ста́лина — возвеличивание личности Иосифа Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах. Культ личности Сталина начался в середине 1930-х годов и продолжался до 1956 года, когда на XX съезде КПСС произошло его официальное развенчание. Период 1956—1961 годов характеризовался всеобщим избавлением от наследия культа личности, символической точкой завершения данного процесса стал вынос тела Сталина из Мавзолея и его захоронение у Кремлёвской стены в ночь на 31 октября 1961 года.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей этого периода (М. И. Калинина, В. М. Молотова, А. А. Жданова, Л. П. Берия и других), однако сопоставимым с культом Сталина был только культ В. И. Ленина.

На XVI съезде ВКП(б) (1930) сталинской группировке удалось избавиться от «правой оппозиции», возглавляемой Бухариным и Рыковым, преемником Ленина на посту главы Совнаркома, и выступавшей за умеренный подход к коллективизации и индустриализации. Как отмечает американский историк Шейла Фицпатрик, это была последняя из открыто действовавших партийных фракций, и её разгром знаменовал запоздалый ввод в действие ленинского запрета на фракционную деятельность от 1921 г. В дальнейшем всем партийным группировкам оставалось лишь быть мелкими и тайными, все их будут давить в зародыше. По мнению Фицпатрик, именно в это время оформился культ Сталина: все правительственные инициативы теперь приписывались Сталину лично[1].

Уже в первые сто дней после смерти И. В. Сталина произошёл отказ от линии культа, который, однако, не подразумевал сомнений в величии и авторитете Сталина — это произошло чуть позднее[2].

Выражение «культ личности» впервые употребил председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков вскоре после смерти Сталина. 10 марта 1953 года при обсуждении на закрытом заседании Президиума ЦК КПСС публикации газеты «Правда» по поводу похорон Сталина, в которой некоторые члены Президиума ЦК были названы «верными соратниками», а другие упомянуты без эпитетов, Маленков заявил: «В прошлом у нас были крупные ненормальности, многое шло по линии культа личности. И сейчас надо сразу поправить тенденцию, идущую в этом направлении… Считаем обязательным прекратить политику культа личности! Было бы неправильным, скажем, цитировать выступление (на траурном митинге) одного. Мы не можем цитировать одного, потому что это, во-первых, незаслуженно, а во-вторых, неправильно с точки зрения культа личности. Считаем обязательно прекратить политику культа личности. Цитаты (только) одного человека нельзя публиковать»[2].