Кумарасвами, Ананда


Ананда Кентиш Кумарасвами (англ. Ananda Kentish Coomaraswamy; 22 августа 1877 — 9 сентября 1947) — эзотерик, метафизик, специалист по индийской философии и искусству. Внёс большой вклад в знакомство Запада с индийской и буддийской культурой. Один из основателей, наряду с Рене Геноном (1886—1951) иФритьофом Шуоном (1907—1998), направления традиционализма в современной мысли.

Ананда Кумарасвами родился 22 августа 1877 в Коломбо, его отцом был известный тамильский законодатель и философ Муту Кумарасвами[англ.], женатый на англичанке по имени Элизабет Биби, он был первым выходцем из Азии, посвящённым в рыцари королевой Викторией.

В 1879 году отправился в Англию, где окончил Лондонский университет и в 1902 году женился на Этель Партридж[англ.]. В 26 лет был назначен директором минералогического музея на острове Цейлон. В 1904 году Кумарасвами описал один из минералов, хранившихся в фондах музея, как оригинальную форму уранинита[4], однако по результатам химических анализов этот минерал вскоре был объявлен Уиндхемом Р. Данстаном[англ.] новым, ранее неизвестным минералом, получившим название торианит.[5] Этот редкий и промышленно важный радиоактивный минерал встречается в небольших количествах в некоторых цейлонских россыпях[6]:48, по составу он представляет собой окись тория, часто содержит примеси урана и редкоземельных элементов.

Заинтересовавшись культурным наследием Цейлона, Кумарасвами провёл исследование оставшихся экспонатов музея, результатом которого стала его классическая монография «Средневековое сингальское искусство» (1908). Вскоре сфера его интересов окончательно поменялась: он оставил геологию и посвятил себя полностью исследованию искусства и культуры Индии и Цейлона. В это же время Ананда издал другую монографию — «Цели индийского искусства» (1908). В этих двух и последующих исследованиях Кумарасвами пытался восстановить и интерпретировать философию национального искусства, а не просто описывать красоты различных художественных работ. Свои работы он писал в строгом академическом стиле, активно знакомя Запад с традиционным индийским искусством.

В 1917 году Ананда стал первым хранителем индийского искусства в Музее изобразительных искусств Бостона, оставаясь на этом посту до конца своей жизни. В ноябре 1922 года женился на американской художнице Стелле Блох (которая была на 20 лет моложе) и в течение 1920-х годов они были частью богемных художественных кругов Нью-Йорка. В то же время он изучал санскритскую и палийскую религиозную литературу, а также западные религиозные сочинения. Он написал каталоги для Музея изящных искусств и опубликовал в 1927 году «Историю индийского и индонезийского искусства».