Купе (вагон)


Купе (вагон второго класса) — один из типов пассажирских вагонов. На железных дорогах стран СНГ и Прибалтики стандартная конфигурация – 9 купе по 4 места в каждом вагоне (2 верхних, 2 нижних). В других странах встречаются разные варианты компоновки от 3 до 6 мест в каждом купе. В зависимости от типа поезда купе могут иметь как спальные, так и сидячие места. Современные купейные вагоны, курсирующие по железным дорогам России, изготавливаются на Тверском вагоностроительном заводе.

Салон разделён на купе, отделённые от общего коридора перегородкой с дверьми. Каждый вагон оборудован двумя туалетами, в коридоре напротив купе проводника установлен водонагреватель непрерывного действия (может отсутствовать, в этих случаях устанавливается кулер и электрочайник). Каждая полка имеет индивидуальный светильник.

В последние годы купейные вагоны оснащаются климат-контролем, биотуалетами, системами обеззараживания воды и воздуха. Доступ в купе может осуществляться при помощи магнитной ключ-карты. Конструкция нижних полок позволяет быстро превратить диван в заправленную кровать. Каждое место оборудовано розеткой: нижнее — 220 В, верхнее – USB-разъёмами.

На железных дорогах европейских стран широко распространены купейные вагоны с местами для сидения. В России такая компоновка применяется редко. Подобное расположение мест встречалось[4] в поезде «Буревестник», который курсировал между Нижним Новгородом и Москвой. В настоящий момент аналогичную схему размещения мест имеют вагоны поезда № 747/748 «Невский экспресс», работающего на маршруте МоскваСанкт-Петербург.

Как правило, такой вагон разделён на восемь купе, в каждом из которых размещается по шесть кресел, установленных друг напротив друга. Над местами размещены розетки (две в каждом купе) и телевизоры. Купе отделено от прохода прозрачной стеной с дверью.[5]

Аварийные выходы в большинстве случаев находятся в 3-м и 6-м купе вагона, и представляют собой окна, не предназначенные для свободного открытия, целью которого может служить проветривание купейного помещения. Подобная схема размещения аварийных окон распространяется на все типы вагонов РЖД[источник не указан 4650 дней]. Однако следует учесть, что в вагонах, оборудованных системой кондиционирования, изначально могут быть установлены окна, не предназначенные для открытия.