Курганский автобус


Первый автобус появился в 1929 году[1], когда железнодорожное добровольное пожарное общество оборудовало из автомобиля автобус на восемь человек и возило пассажиров с железнодорожной станции до базара за 30 копеек. Но маршрут просуществовал недолго, и попытка возобновить городские перевозки повторилась только спустя десятилетие.

В апреле 1940 года на заседании Курганского горисполкома был рассмотрен вопрос об открытии в городе регулярного автобусного движения по маршруту «Вокзал — рынок», следовавшему по улицам Красина, Куйбышева, Ленина, Мяготина. Единая цена билета составляла 50 копеек, за провоз багажа пассажир платил один рубль.

В апреле 1944 года принято решение возобновить движение городских автобусов с 1 мая 1944 года. На маршрут вышли три автобуса, стоимость проезда в которых составляла один рубль, столько же стоил провоз багажа весом до двадцати килограммов. Автобусное движение в городе начиналось в шесть часов утра и заканчивалось в час ночи. В августе 1945 года в местах остановки автобусов впервые появились информационные таблички. К этому времени по городу курсировали отремонтированные ЗИС-5, следуя по маршруту «Вокзал — спиртзавод» с остановками на улицах Красина, Володарского, Ленина, Куйбышева. Спустя два года был открыт второй городской маршрут «Вокзал — базар».

В 1946 году создано предприятие «Автоколонна № 1855», существовавшее до декабря 1992 года[3]. Автоколонна первоначально располагалась по ул. Урицкого (ныне район ТЦ «Звёздный») и имела 4 автобуса, ходивших по маршрутам Вокзал — Рынок, Кургансельмаш — Уралсельмаш. В начале 1950-х автобусные маршруты связали основные промышленные и торговые цен­тры города: «Вокзал — колхозный рынок»; «Завод «Уралсельмаш» — Крановый завод»; «Колхозный рынок — аэропорт». В конце 1950-х годов, Автоколонна переехала на улицу Химмашевскую, где ей была выделена территория для стоянки автобусов.

В 1953 году автобусные маршруты были продлены до Ново-Северного посёлка и Рябковского сельсовета. Оплата на маршрутах, протяженность которых превышала восемь километров, производилась по тарифным участкам стоимостью 50 копеек каждый. В 1964 году по рекомендации комиссии горсовета по транспорту и связи было принято решение упразднить тарифные участки и установить единую плату за проезд — 5 копеек. 23 ноября 1965 года было запущено троллейбусное движение, просуществовавшее по 29 апреля 2015 года.