Куррикулум


Куррикулум (англ. curriculum), Курс обучения — теория и понятие, применяемое в области образования, которые означают парадигму образования, включающую процесс и систему проектирования и методическое регламентирование процессов, ведущих к результатам обучения.

Термин происходит от латинского слова curriculum, которое в этом языке буквально означает «программа для развития какого-либо опыта или навыка, с помощью которой его уровень становится выше». В русском языке это слово употребляется редко.

Понятие «куррикуум» в узком смысле включает: содержание, процессы и средства, которые проектируются и по которым производится обучение и оценивание учащихся с целью прохождения ими процессов и опыта обучения; любые нормативные документы, предназначенные и используемые для образования; куррикулумы, разрабатываемые для конкретных учебных дисциплин[1].
В широком понимании понятие «куррикуум» означает: всю совокупность образовательной деятельности, включая философские основания, ценности, цели и способы их достижения и управления этой деятельностью; стратегии, политики и управление деятельностью по разработке, проектированию и внедрению описанной совокупности образовательной деятельности.[1] Куррикулумом называют формализованную связь курсов по сложности и их содержание, предложенное и утверждёное учебными заведениями или национальными методическими советами как необходимую для успешного воспитания учащихся[источник не указан 589 дней]. Куррикулумы часто не имеют строгих правил, но также могут быть строго стандартизированы[источник не указан 589 дней].

Начало научной разработки понятия «куррикулом» связывают с работой Джона Дьюи[2] «Ребёнок и куррикулум».[3] Как научное понятие куррикулум было введено Ф.Боббитом в 1918 году в его книге «The Curriculum».[4] Многие другие учёные (С. Браславски, В. Келли, Дж. Керр, К. Корнблес, Х. Меллер, З. Робинзон, Л. Стенхаус, Р. У. Тейлор, К. Фрей и многие другие) внесли свой вклад в разработку понятия куррикулум и куррикулярной теории.[3] Для российской педагогической науки это понятие нехарактерно[4], хотя имеется ряд публикаций российских учёных о куррикулуме[2][5] (например, в области ИТ-образования[6][7]). В связи с введением Национальных куррикулумов (издаваемых в том числе на русском языке) и внедрением куррикулярной системы в систему образования, в ряде постсоветских государств о куррикулуме появляется всё больше русскоязычных научных публикаций, написанных учёными этих стран.