Кусту, Гийом (старший)


Гийо́м Кусту́ (фр. Guillaume Coustou; 29 ноября 1677, Лион — 22 февраля 1746, Париж) — выдающийся французский скульптор эпохи барокко; ведущий мастер «большого стиля Людовика XIV», соединявшего черты классицизма и барокко. Был придворным скульптором короля Людовика XV, директором Королевской академии живописи и скульптуры. Известен знаменитыми конными статуями, получившими наименование «Кони Марли».

Гийом Кусту был членом семьи известных скульпторов; его дядя, Антуан Куазево, в 1677—1685 годах был придворным художником французского короля Людовика XIV. В этом качестве участвовал в украшении Версальского дворца; старший брат Никола Кусту был скульптором, а его сын Гийом Кусту Младший также стал известным королевским скульптором[2].

Гийом Кусту родился в Лионе, на юге Франции. Его отец — Франсуа Кусту (? — 1690) был резчиком по дереву; мать — Клодин Куазево, сестра скульптора Антуана Куазево. Гийом Кусту в 1694 году отправился в Париж, где учился искусству скульптуры в мастерской своего дяди по материнской линии Антуана Куазево. В 1696 году получил вторую премию по скульптуре в старой Академической школе, а в 1697 году — Римскую премию Королевской академии живописи и скульптуры, что дало ему право в течение четырёх лет проходить обучение во Французской академии в Риме. Однако, отказавшись от правил учёбы в академии, он вскоре покинул виллу Медичи, чтобы вести богемную жизнь в Риме и некоторое время скитался по улицам города. Он пытался заработать на жизнь и даже планировал в поисках счастья отправиться в Константинополь. Его друг-скульптор Рене Фремен отговорил его и познакомил с работавшим в Риме французским скульптором Пьером Легро. Последний взял его под свою опеку и поручил работу в церкви Сант-Иньяцио[3].

По возвращении в Париж в 1703 году Гийом помогал своему дяде Куазево в создании двух монументальных конных скульптур, «Славы» и «Меркурия», для Шато-де-Марли, новой резиденции короля Людовика XIV, которые позднее были заменены его собственной работой: «Укротители коней».

25 октября 1704 года Гийом Кусту был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры за мраморную скульптуру, изображающую Смерть Геркулеса на костре, ныне хранящуюся в Лувре; позднее, в 1733 году, он станет ректором Академии. В 1706 году он был назначен адъюнкт-профессором, а в 1715 году стал профессором скульптуры.

С 1707 года Гийом Кусту упоминается в документах как скульптор короля Людовика XV. 9 августа 1710 года он женился на Женевьеве-Жюли Морель, от которой у него было семеро детей. С 1733 года после смерти брата Никола Кусту они жили в его квартире в Лувре.