Кьеркегор, Сёрен


Сёрен Обье Кьеркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard (датский: [ˈsœːɐ̯n̩ ˈɔˀˌpy ˈkʰiɐ̯kəˌkɒˀ] (слушать)о файле);[5] 5 мая 1813, Копенгаген, Датско-норвежская уния — 11 ноября 1855[6], Копенгаген, королевство Дания) — датский теолог, философ, поэт и религиозный писатель, которого многие считают первым философом-экзистенциалистом[7][8]. К середине XX века его мысли оказали существенное влияние на философию[9], теологию[10] и западную культуру[11].

Сам Кьеркегор никогда и нигде не называл себя экзистенциалистом: он считал себя частным мыслителем. Кьеркегор писал критические тексты об институциализированной религии, христианском мире, морали, этике, психологии и философии религии, проявляя пристрастие к метафорам, иронии и притчам. Большая часть его философских работ посвящена вопросам того, как человек живёт как «единичный индивид», отдавая предпочтение конкретной человеческой реальности над абстрактным мышлением и подчеркивая важность личного выбора и приверженности[12]. Он был против литературных критиков, определявших интеллектуалов-идеалистов и философов своего времени, и считал, что Сведенборг[13], Гегель[14], Фихте, Шеллинг, Шлегель и Ханс Кристиан Андерсен были слишком быстро «поняты учеными»[15].

В богословском творчестве Кьеркегора основное внимание уделяется христианской этике, институту Церкви, различиям между чисто объективными доказательствами христианства, бесконечному качественному различию между человеком и Богом, субъективному отношению личности к Богочеловеку Иисусу Христу[16], которое пришло через веру[17][18]. Большая часть его работ посвящена христианской любви. Он крайне критически относился к доктрине и практике христианства как государственной религии, такой как Датская церковь. Его психологические работы исследовали эмоции и чувства людей, когда они сталкиваются с жизненным выбором[19].

Ранние работы Кьеркегора были написаны под разными псевдонимами, чтобы представить различные точки зрения, которые взаимодействуют в сложном диалоге[20]. Он исследовал особенно сложные проблемы с разных точек зрения, каждую под своим псевдонимом. Он написал множество «Поучительных бесед» под своим именем и посвятил их «одному человеку», который, возможно, захочет открыть для себя смысл его работ. В частности, он писал: «Наука[21] и ученость хотят научить, что стать объективным — это необходимый путь. Христианство учит, что нужно стать субъективным, стать субъектом»[22]. Хотя ученые могут узнать о мире путем наблюдения, Кьеркегор категорически отрицал, что только наблюдение может раскрыть внутреннюю работу мира духа[23].