Кэйрэцу


Кэйрэ́цу (яп. 系列, буквально «система», «серия», «ряд», «иерархический порядок») в Японии — крупные финансово-промышленные группы, наследники более старой формы корпоративной структуры, дзайбацу, оставшиеся фундаментально связанными друг с другом в экономический кластер[1]. Кэйрэцу сохраняли господство над японской экономикой во второй половине XX века и, в меньшей степени продолжают доминировать в начале XXI века[2]

Общее между «дзайбацу» и «кэйрэцу» состоит в том, что в обоих случаях речь идет об объединении ряда корпораций, которые чаще всего связаны узами не производственных, а коммерческих интересов[3]. «Кэйрэцу» — это относительно устойчивые группы формально независимых друг от друга предприятий, где ядро составляют крупные корпорации, а вокруг них группируются мелкие и средние фирмы[4].

До Второй мировой войны в промышленно развитой экономике Японии доминировали четыре основных дзайбацу: Мицубиси, Сумитомо, Ясуда и Мицуи. Их деятельность была сосредоточена в следующих отраслях: чёрная металлургия, банковское дело, международная торговля и различные другие ключевые сектора экономики, которые контролировались холдинговой компанией. Помимо этого, они оставались в тесной связи с влиятельными банками, которые финансировали их различные проекты[5].

После войны старый механизм финансового и административного контроля в «кликах» был окончательно уничтожен. Несмотря на отсутствие актуального механизма развития для существования больших индустриальных конгломератов в Японии, прошлая вертикаль власти в дзайбацу, имевшая у своей верхушки одну семью, была заменена горизонтальными партнёрскими и координационными отношениями между ассоциациями в кэйрэцу — это является важнейшим отличием от дзайбацу.

Кэйрэцу значительно укрепили свою экономическую мощь, воспользовавшись послевоенной политикой оккупационной администрации США по поддержке целевых отраслей промышленности[6].

Как правило, кэйрэцу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка[7][8]. Члены группы сохраняют свою операционную независимость, но координируют стратегию и часто обмениваются активами и ресурсами с другими фирмами в группе[9].