К-1 (самолёт)


Константин Алексеевич Калинин еще в 1916 году в чине штабс-капитана получил звание военного летчика. После революции проходил обучение в институте инженеров Красного Воздушного флота (позже академия им. Жуковского). Авиационный опыт позволил ему взяться за разработку пассажирского самолета

К разработке самолета Калинин приступил в 1923 году, работая в КБ киевского ремвоздухозавода № 6, треста "Промвоздух"[1].

Принятая схема самолета напоминала германский подкосный высокоплан Dornier Komet. При постройке самолета использовали запчасти от французского самолета Voisin и маломощный двигатель Salmson. Под этот двигатель невозможно было создать цельнометаллический самолет, пришлось создавать смешанную конструкцию[1]. К.А. Калинин, для этого самолета, разработал крыло эллиптической формы в плане, которое имела аэродинамическое преимущество по сравнению с прямоугольным. На это крыло Калинин в 1923 году получил патент. Проект был закончен в декабре 1923 года, но требовалось финансирование для начала изготовления самолета. В мае 1924 года был получен заказ на строительство опытного образца. Самолет был построен в июне 1925 года и получил название " РВЗ-6-К-1"[2]. В воздух самолёт поднялся 26 июля 1925 г. и успешно прошёл испытания. Место рядом с пилотом в первом полете занял главный конструктор самолета. В рамках испытаний был осуществлен перелет Киев - Харьков, а затем Харьков - Москва. В Москве испытания продолжились и самолет был продемонстрирован руководству авиационной промышленности. Испытания прошли успешно и самолет получил рекомендации к серийному производству и эксплуатации в гражданском воздушном флоте[2]. К-1 стал первым отечественным пассажирским самолётом, рекомендованным к серийному производству, однако ни один серийный экземпляр не был завершён.

Первый опытный К-1 в декабре 1925 года был передан обществу "Добролет" для эксплуатации на воздушных линиях из Москвы. Самолет успешно выполнял задачи по перевозке пассажиров, доставке грузов и почты. К-1 оставался в эксплуатации до начала тридцатых годов и налетал 190 часов, до выработки ресурса, после чего был списан[2].

Первый советский пассажирский самолет был построен на киевском Ремвоздухзаводе № 6 треста "Промвоздух. Выпуск самолета планировали проводить в Харькове, где на базе авиаремонтных мастерских акционерного общества "Укрвоздухпуть" был создан авиационный завод.[3] Самолёты Калинина К-2, К-3 и К-4 созданы на базе К-1.