Лаверецкий, Николай Акимович


Николай Акимович Лаверецкий (13 февраля 1837, Москва — 23 октября 1907) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств. Преподавал скульптуру в Императорской Академии художеств в 1870—1894 годах. Сын скульптора Акима Панфиловича Лаверецкого (1805—1888). Старший брат скульптора Ивана Акимовича Лаверецкого (1840—1911).

Учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе для приходящих Общества поощрения художеств, а затем в Императорской Академии художеств (с 1851)[1], под руководством Н. С. Пименова. За вылепленный с натуры портретный бюст В. В. Юзефовича (1853) был награждён малой серебряной медалью, за программный барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора» (1857) — большой серебряной медалью. Получил малую золотую медаль за программный барельеф «Цинцинат принимает послов из Рима, возвещающих ему об его избрании в диктаторы» (1859), за барельеф «Возвращение Регула из Рима в Карфаген» (1860) был награждён большой золотой медалью и получил звание классного художника 1-й степени. Был направлен в качестве пенсионера Академии художеств в заграничную командировку (1863)[1]. Долго жил в Италии. За присланную оттуда в 1868 году группу «Мальчик и девочка, кормящие птичку» получил звание академика. За прочие работы, исполненные в Италии: мраморные статуи «Мальчик-неаполитанец с обезьянкой» (1870) (в Третьяковской галерее), «Купальщица» и другие получил звание профессора.

Статуи: «Россия» (1896), выполнена из чугуна в технике Каслинского литья[4], «Мефистофель» (1881), «Стыдливость» (1881), «Родопа», памятники М. И. Глинке, в Смоленске, и Екатерине II, в Симферополе, несколько портретных бюстов (великого князя Владимира Александровича, императора Александра II и др.)[5].