Лалибэла


Лалибэ́ла (иногда Лалибела) — город на севере Эфиопии, известный своими высеченными в камне христианскими церквями. В Лалибэле сохранилась большая часть средневековой и пост-средневековой цивилизации Эфиопии[1]. Одно из святых мест страны, уступающее по значению только Аксуму, центр паломничества населения страны. В отличие от Аксума, почти все жители Лалибэлы являются христианами эфиопской православной церкви.

Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство в первой половине IV века, и её исторические корни датируются временем апостолов. Сами церкви датируются VII—XIII веками и традиционно датируются правлением загведского царя Загве Гебре Мескеля Лалибэлы (ок. 1181—1221)[2].

Расположение и названия главных зданий в Лалибэле широко признаны, особенно местным духовенством, как символическое представление Иерусалима[3]. Это привело к тому, что некоторые эксперты датировали нынешние церковные формы годами, прошедшими после захвата Иерусалима в 1187 году мусульманским лидером Саладином[4].

Город расположен в зоне Сымен-Уолло региона Амхара, или килил на высоте 2500 метров над уровнем моря. Город является центром провинции (вореда) Ласта, в ещё раньше был частью провинции Бугна. Каменные церкви были объявлены объектом Всемирного наследия в 1978 году[1].

В правление Святого Гебре Мескель Лалибэлы (принадлежавшего к династии Загве, которая правила Эфиопией в конце XII века — начале XIII века) нынешний город Лалибэла был известен под именем Роха. Царь-праведник получил своё имя благодаря пчелиному рою, который, по преданию, окружил его при рождении. Его мать посчитала это знаком, что он станет царём Эфиопии. Говорят, что названия некоторых мест в современном городе и общий вид самих высеченных в сплошном камне церквей повторяют названия и облик зданий, которые Лалибэла видел во время своего пребывания в Иерусалиме и в Святой земле в юности.

Как говорят, Лалибэла, увидев Иерусалим, попытался построить новый Иерусалим как свою столицу в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Город оставался столицей Эфиопии с конца XII века и в XIII веке.