Ламария


Ламария (также известная как Ламара или Ламиа; груз. ლამარია) — богиня в грузинской мифологии, в частности, почитавшейся у сванов, грузинской народности[1]. Как и многие другие божества сванского пантеона, её имя происходит от персонажа христианской мифологии: в её случае от Марии, матери Иисуса[2][3]. Ламария почиталась как богиня домашнего очага, покровительница скота и женщин, особенно рожениц[1][2]. Также считалось, что она способствует плодородию сельских зерновых полей[2][4]. Ламария также была известна как покровительница пчеловодства, хотя позднее эта функция была возложена на святого Георгия в сванской традиции[5][6].

Ламария ныне обычно классифицируется как богиня женских функций и пространств. Её почитали женщины либо в своих домах в отсутствие мужчин, либо в небольших святилищах в необитаемых пространствах за пределами деревни[2][7]. Это отличалось от религиозных ритуалов, выполняемых мужчинами: либо в ходе церемоний внутри дома, либо в отдалённых храмах далеко в горах[2][7]. Подношения, сделанные Ламарии, включали в себя ткани, ювелирные изделия и бусы. Иногда переносные очаги использовались для ритуалов в честь Ламарии за пределами жилищ[2].

Ламария также иногда ассоциировалась или считалась равнозначной Барбол, другой богини женских и домашних занятий[2]. Некоторые исследователи предположили, что обе происходят от одного и того же дохристианского божества[8]. Французский учёный Жорж Шарашидзе считал, что Ламария произошла от индоевропейского божества, возможно, осетин или их предков, алан. Он рассматривал Ламарию как богиню домашнего очага, схожую с римской богиней Вестой[8]. Напротив, лингвист Кевин Туит рассматривал её как многогранную фигуру, демонстрирующую черты Весты, а также связи с дикой природой, как хевсурская богиня Самдзимари[8].

В Нижней Сванетии существовал «Праздник башни», который касался культа Ламарии. Во время него строилась снежная крепость, на её вершине помещалось священное дерево, а фигура богини прикреплялась к вершине дерева. Статуэтку сопровождал кинжал и деревянный фаллос, а её лицо закрывали. Водился хоровод, а дерево раскачивалось до тех пор, пока с лица Ламарии не спадало покрывало. Тогда деревенские дети наперегонки взбирались на башню и скидывали фигуру богини на землю[9]. Антрополог Кевин Туит отмечал, что ритуал имел значительные элементы лиминальности[9].