Ланговой, Алексей Петрович


Алексей Петрович Ланговой (18561939) — доктор медицины, профессор Московского университета, гласный Московской городской думы, коллекционер[1].

Алексей Петрович Ланговой — второй сын московского купца 1-й гильдии Петра Емельяновича Лангового и его супруги Елизаветы Саввишны. Кроме него в семье было ещё четверо сыновей и четыре дочери; Николай и Сергей были профессорами, соответственно Петербургского технологического института и Московского высшего технического училища, Александр был преподавателем в частной гимназии Франца Крейна, 2-й и 3-й московских мужских гимназиях[1].

Получив высшее медицинское образование был врачом-терапевтом, затем профессором частной патологии и терапии[3], по другим сведениям — приват-доцентом медицинского факультета[4] Московских высших женских курсов. Также источники указывают, что он был профессором Московского университета. Избирался гласным Московской городской думы[5].

В 1890-е годы он принимал деятельное участие в работе Московского общества любителей художеств. В 1903 году И. Е. Репин предложил включить его в Комиссию по приобретениям для Третьяковской галереи; в 1913 году он вошёл в Совет галереи[1].

Главным увлечением Алексея Петровича Лангового было коллекционирование картин русских художников (свыше 150 работ). Он был знаком со многими московскими художниками: В. А. Серовым, В. М. Васнецовым, И. С. Остроуховым и написал обширные воспоминания, опубликованные лишь частично. Особенно сблизился он с В. Д. Поленовым[1].

В собрании Лангового находились произведения А. Е. Архипова («Ледоход», этюд для картины «Лёд прошёл»; «Поденщицы на чугунолитейном заводе», этюд для одноимённой картины; «Обратный»), С. А. Виноградова («Пастух»), К. А. Коровина («Мостик»), И. И. Левитана («Зимой в лесу», «Берёзовая роща», «Каменный век», «Никита Новгородский», «Страшный суд», «Аленушка»), С. В. Малютина («Ловля рыбы», «Перья золотые»), В. Г. Перова («Старушка», фрагмент варианта картины «Старики родители на могиле сына»), В. Д. Поленова («Харам-Эш-Шериф. Часть двора»; «Ранний снег», авторское повторение), И. М. Прянишникова («Мужской портрет»), А. А. Рылова («Вечер»), А. К. Саврасова («После грозы»), С. И. Светославского («Дворик»), В. И. Сурикова («Старуха, сидящая на земле», этюд для картины «Утро стрелецкой казни»), И. И. Шишкина («Цветы на опушке леса», этюд для картины «Лес на берегу моря»), С. Д. Милорадовича («Старик»)[5].