Ландвер-канал


Ландве́р-канал (нем. Landwehrkanal, сокр. LWK) — водный путь федерального значения первого класса в Берлине, юридически входит в состав Шпре-Одерского водного пути. Как боковой канал берлинского участка Шпре этого водного пути, Ландвер-канал длиной 10,73 км соединяет Шпрее у Восточной гавани с Шпрее в Шарлоттенбурге и проходит по территории районов Кройцберг, Нойкёльн, Тиргартен и Шарлоттенбург. Находится в ведении Управления водного хозяйства и судоходства Берлина. Разметка по километрам начинается в Шарлоттенбурге. Полезная ширина канала составляет 22 метра, глубина посередине канала — 2 метра. Разница в высоте канала в два метра в среднем на восточном и западном концах нивелируется ступенями со шлюзами на отметках 10,57 км и 1,67 км[1][2].

Название канала не связано с военно-историческим термином «ландвер». В Позднем Средневековье ландверами назывались полевые укрепления за пределами городской стены, часто определявшие границы влияния города. Такой оборонительный ров в Берлине за городской стеной между Силезскими и Галльскими воротами заложили ещё до 1700 года. В начале XIX века транспортные мощности Шпрее были исчерпаны, из-за небольшой пропускной способности шлюза на Шпрее-канале в центре возникали заторы. В 1818 году был разработан проект по переводу сквозного сообщения за пределы городской стены на обводной канал с шириной дна в 11,3 м и минимальной глубиной в 1,26 м. Несмотря на проведённые подготовительные работы, король Фридрих Вильгельм III приостановил реализацию проекта в 1820 году по финансовым причинам[3][1].

В 1840 году король Пруссии поручил градостроителю и ландшафтному архитектору Петеру Йозефу Ленне разработку нескольких крупных проектов на юге Берлина. Одновременно с застройкой Кёпеникского Поля и возведением Луизенштадтского канала планировалось реализовать идею отводящего канала для Шпре. Помимо основной цели существовала необходимость осушения застраиваемых земельных участков и организации доставки строительных материалов к месту строительства. В результате бюрократических проволочек на момент начала строительства в 1845 году ещё не был определён маршрут пролегания канала во всех точках. Торжественная церемония открытия Ландвер-канала состоялась 2 сентября 1850 года и не привлекла внимания ни прессы, ни берлинцев, ведь канал находился на значительном расстоянии от города[3].