Ларионов, Михаил Фёдорович


Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая [3 июня] 1881[1], Тирасполь, Херсонская губерния10 мая 1964[2][3][…], Фонтене-о-Роз) — русский живописец[4], график[4], сценограф[4], теоретик искусства[4], один из основоположников русского авангарда. Муж Натальи Гончаровой[5].

Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1898—1910 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова, Исаака Левитана и Коровина Константина[6][4]. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве[7].

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»). Один из основателей художественной группы «Венок—Стефанос» (1907), на выставках которой периодически участвовал до осени 1910 года, и активный участник группы «Золотое руно» (1908—1910).

К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм[4], один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.