Де лас Касас, Бартоломе


Бартоломе́ де лас Ка́сас (исп. Bartolomé de las Casas, 11 ноября 1484[1], Севилья, Королевство Кастилия и Леон[3] — 17 июля 1566[2], Мадрид, Королевство Кастилия и Леон[4]) — испанский священник-доминиканец, первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света. Автор «Истории Индий», «Апологетической истории», ряда других трудов. Прославился протестами против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека в истории[5]. В 2000 году католическая церковь начала процесс его беатификации.

Бартоломе де лас Касас, как было установлено в 1970-е годы, родился в 1484 году в Севилье (хотя в более старой литературе указывался 1474 год). Его отец, Педро де лас Касас, купец, происходил от одной из семей, мигрировавших из Франции и основавших город Севилью; фамилия также писалась «Касаус» (Casaus)[6] По мнению одного биографа, лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть семьи евреев, обращённых в христианство[7], хотя другие исследователи считают лас Касасов древними христианами, мигрировавшими из Франции[6].

Со своим отцом Педро эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи́но) на Кубе в 1512 году. 30 ноября 1511 г. он услышал проповедь доминиканца[8], обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе — он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в 1520-1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден.

Представленный королю Испании Филиппу II, лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению лас Касаса, обязанность испанцев — не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки, хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты «Новые законы» в защиту индейцев в колониях.

Во время неоднократных поездок в Испанию Лас Касас успешно добивался приостановления действия системы «энкомьенда» (исп. encomienda), которая фактически легализовала рабский труд в испанской Америке. В 1550 году смог организовать в Вальядолиде большой диспут с идеологом закрепощения индейцев Хуаном Хинесом де Сепульведа.