Римский обряд


Наиболее распространённым из них является Римский обряд; прочие обряды и изводы имеют распространение лишь в ограниченных географических регионах (мосарабский — в некоторых городах Испании, прежде всего в Толедо, амвросианский — в Милане и тому подобное) или в монашеских орденах (орденские обряды бенедиктинцев, кармелитов, премонстрантов, сервитов и цистерцианцев).

Первичное оформление латинского обряда произвел Григорий Двоеслов. Начинается месса с интроита, затем kyrie eleison (Господи, помилуй), затем gloria, затем молитва-коллекта, чтение апостола, гимн-градуал, чтение Евангелия, Офферторий, анафора[2]

Тридентский собор предписал, среди прочего, бо́льшую унификацию богослужебной практики. Все обычаи, не имевшие к тому времени 200-летней истории, должны были быть упразднены; Папой св. Пием V для всей Церкви были опубликованы исправленные издания богослужебных книг (прежде всего, Миссала и Бревиария) в той редакции, которая употреблялась к тому времени в самом Риме.

Начавшийся в 1962 году Второй Ватиканский собор постановил, среди прочего, «пересмотреть» Миссал и другие богослужебные книги. После Собора была создана комиссия, создавшая новые богослужебные книги (не всегда в соответствии с указаниями Собора, а иногда и вопреки им), которые и были введены Папой Павлом VI, с 1970 года.

Не все католики приняли эти изменения, появились различные движения католиков-традиционалистов, не принимающих новый обряд, или, по крайней мере, предпочитающих ему старый. Они утверждают, что Ново-Римский обряд является не эволюционным развитием прежнего обряда, а новым по сути обрядом, существенно отличающимся от всех традиционных обрядов Запада.

Названия «ординарная» и «экстраординарная» связаны с motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum, изданным 7 июля 2007 года, согласно которому тридентский обряд (в редакции 1962 года) является «экстраординарным» способом совершения литургии в латинском обряде (в то время как «ординарным» остается Novus Ordo), для совершения которого не требуется разрешения епископа. Согласно Summorum pontificum, священник может совершать мессу по «старому» обряду в частном порядке, в том числе и с присутствием верных. При наличии группы верных, желающих регулярного совершения таких месс в храме, приходские настоятели должны по возможности это обеспечить[3][4].