Латтуада, Альберто


Альбе́рто Латтуа́да (итал. Alberto Lattuada; 13 ноября 1914[1][2][…], Ваприо-д'Адда, Италия — 3 июля 2005[1][2][…], Орвието, Умбрия) — итальянский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Автор ряда экранизаций, в том числе русской литературной классики.

Родился 13 ноября 1914 года. Сын композитора Феличе Латтуады. Получил архитектурное образование, выступал как художественный критик. Первый фильм — «Джакомо-идеалист» — поставил в 1942 году. Участвовал в работе над несколькими документальными картинами. Фильмы «Бандит» (1946) и «Без жалости» (1948) выдержаны в духе неореализма. Особый интерес представляет фильм «Мельница на реке По» (1949), где неореалистический метод применен к историческому материалу (итальянская деревня XIX века).

Латтуада экранизировал произведения известных итальянских писателей: от Н. Макиавелли («Мандрагора», 1960) до близкого по духу неореалистам Дж. Верги («Волчица», 1953) и кончая испытавшим влияние Достоевского Габриэле Д'Аннунцио («Преступление Джованни Эпископо», 1947).

Первым произведением русской классической литературы, экранизированным Латтуадой, стала «Шинель». Выйдя таким образом из гоголевской «Шинели», режиссёр поставил затем фильмы «Буря» (по «Капитанской дочке» Пушкина), «Степь» (по одноименной повести Чехова) и «Собачье сердце» (по одноименной повести Михаила Булгакова). Однако наибольшего успеха он добился всё-таки в «Шинели». Перенеся действие в Северную Италию, Латтуада бережно сохранил дух первоисточника.

Именно Латтуада дал «путёвку в жизнь» начинающему режиссёру Федерико Феллини, поставив совместно с ним в 1950 году фильм «Огни варьете»[3].