Лаура Дианти


Лаура Дианти (итал. Laura Eustochia de' Dianti (Laura Dianti Eustochio)[1]; ок. 1480—1573[2]) — куртизанка, ставшая сожительницей герцога феррарского Альфонсо I д'Эсте после смерти его жены Лукреции Борджиа (1519), и родившая ему двоих сыновей, которых он объявил законными в своем завещании от 1533 года.

Её отцом был некто Боккаччи (Boccacci), торговец шапками[3]. Первое упоминание о Лауре в сохранившихся официальных документах относится к 1524 году[4], пять лет спустя после смерти Лукреции, как о даме, получившей подарки.

Лаура и герцог, возможно, обвенчались — хотя об этом никогда не было прямо объявлено. В сохранившихся автографах стоит её подпись как Лаура Эусточиа д'Эсте[5]. Впрочем, документы свидетельствуют, что ещё за пять дней до смерти, делая ей подарок, он не именовал её женой[6].

За несколько дней до своей смерти Альфонсо (1534) подарил ей имение Delizia del Verginese, которое оставалось в её собственности до конца жизни и затем было унаследовано её потомками. Она проживала там, будучи вдовой, и создала собственный маленький интеллектуальный салон; её привидение, по слухам, продолжает появляться в замке[7].

Позже (1598) папа Климент VIII воспользовался как предлогом неясным статусом брака Лауры и объявил её внука Чезаре д'Эсте (сына маркиза Альфонсо) незаконным, и Чезаре потерял герцогство Феррара, которое в итоге как выморочное перешло под власть папе Римскому.

Облик Лауры в сопровождении чёрного пажа был увековечен Тицианом. Любопытно, что Альфонсо стал первым правителем, прямо заказавшим портрет своей любовницы. Эта картина была написана в 1520 году. Одно время предполагалось, что портрет Федериго Гонзага (Прадо), раньше считавшийся портретом Альфонсо, был написан в пару к нему. Возможно, портрет Лауры был парным к несохранившемуся портрету герцога (копия XVII века, возможно, Рубенса — в Метрополитен), эти две картины могли быть выполнены в 1525 году, когда Тициан приехал в Феррару, чтобы выполнить последнюю картину для camerino d’alabastro — «Адрианы». Историк искусства Филипп Фел указал на близкое сходство черт лица Лауры с лицом Ариадны в «Вакхе и Ариадне», которое не могло быть случайным, так как эта картина была написана для camerino d’alabastro герцога.