Лебрен, Шарль


Шарль Лебре́н[1], Ле Брен[2], Лебрён[3], Лебрюн[3] (фр. Charles Le Brun; 24 февраля 1619, Париж — 22 февраля 1690, там же) — французский живописец, рисовальщик и теоретик искусства; один из основоположников, идеологов и главных представителей классицистического «большого стиля» эпохи царствования Людовика XIV. Инициатор учреждения и один из первых двенадцати академиков — «старейшин» (в 1648), ректор (с 1655) и директор (с 1683) Королевской академии живописи и скульптуры, первый живописец короля (с 1664), учредитель Французской академии в Риме (в 1666), директор королевской Мануфактуры гобеленов в Париже. Главный автор внутреннего оформления большого Версальского дворца и знаменитой Зеркальной галереи.

Семья художника происходила из Пикардии на севере Франции и была известна славными предками. Шарль был сыном Николя Лебрена, мастера-скульптора, и Жюльены Ле Бле (дочери известного писателя Пьера Ле Бле), которые жили на улице Сен-Мартен в Париже. В семье по материнской линии ценили классическую литературу и образованность. Шарль был третьим ребёнком в семье, где было пятеро детей. Mаленький Шарль Лебрен рано проявил склонность к рисованию и живописи и, казалось, отказался следовать за отцом в искусстве скульптуры[4].

Когда юноше исполнилось одиннадцать лет его дядя Андре Ле Бле, воспитатель детей будущего канцлера Франции Пьера Сегье, рекомендовал Шарля для подготовки к государственной службе. Шарль поступил в ученики к живописцу Симону Вуэ. Он также был учеником Франсуа Перье. В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен признанным мастером Никола Пуссеном и в 1642 году отправился вместе с Пуссеном в Рим. Благодаря стипендии от Сегье Лебрен проработал в Риме под началом Пуссена четыре года. Находясь в Риме, Лебрен изучал древнеримскую скульптуру, делал копии с произведений Рафаэля, встречался с местными художниками[5].

Вернувшись в Париж, Лебрен приобрёл новых влиятельных покровителей, в том числе суперинтенданта финансов Николя Фуке, по заказу которого написал портрет Анны Австрийской, а затем перешёл на службу к кардиналу Мазарини. Работая в замке Во-ле-Виконт, Лебрен попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Жана-Батиста Кольбера. Проявив себя с лучшей стороны, он приобрёл уважение победителя — Кольбера.

Получив должность первого министра короля, Кольбер среди прочего возглавил многие художественные учреждения, заботясь о международном престиже и культурном влиянии Франции как символа мощи Короля-Солнца. В 1650 году, вскоре после возвращения из Италии, Лебрен расписывал плафон «Галереи Геркулеса» Отеля Ламбер. Шарль Лебрен при содействии Кольбера в 1648 году организовал Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660-м — Мануфактуру гобеленов, в 1666-м — действующую по настоящее время Французскую академию в Риме.