Леда и лебедь


Леда и лебедь — популярная тема изобразительного искусства на античный сюжет, представляющая Леду с принявшим форму лебедя верховным божеством Зевсом или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в эпоху итальянского Возрождения и барокко, а также в искусстве классицизма, рококо и последующих художественных стилей, течений и школ.

Ле́да (др.-греч. Λήδα) — персонаж древнегреческой мифологии[1][2]. Дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды (или дочь Сисифа и Пантидии, по Евмелу Коринфскому)[3], супруга царя Спарты Тиндарея[4]. Прельстившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею[5], Леда снесла два яйца[6], и плодом их союза были Полидевк и Елена Прекрасная. Леда почиталась как олицетворение материнства и женственности. По одной версии, была перенесена на Острова Блаженных как мать Елены Прекрасной. Существуют и другие варианты мифа.

В Античности изображения Леды с лебедем чаще всего встречаются в произведениях ремёсел, на предметах, имевших эротический подтекст, а также в мозаиках и росписях жилых домов. На острове КипрКуклии близ Пафоса) при раскопках руин так называемого дома Леды была раскрыта напольная мозаика с изображением этого сюжета. В античной скульптуре наиболее известна «Леда Капитолийская» из собрания кардинала Алессандро Альбани и несколько других римских реплик с несохранившегося греческого оригинала, приписываемого ваятелю Тимофею.

Эротический подтекст привлекал к теме Леды с лебедем многих рисовальщиков, живописцев и гравёров эпохи Возрождения. Одно из ранних изображений имеется в сочинении «Гипнэротомахия Полифила» (1499): красавица с птицей показана на триумфальной колеснице. Впоследствии этот сюжет разрабатывали гравёры Джованни Батиста Палумба и Джулио Кампаньола; сохранился также медальон работы знаменитого флорентийского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини.

В начале XVI века Леду и лебедя изображали три выдающихся художника Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо.

Из этих прославленных работ сохранилась только картина Корреджо (да и то в сильно переписанном виде после того, как её [1] исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский). Произведения Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной мадам д’Ментенон[7].