Лейзерович, Евгений Ефимович


Евге́ний Ефи́мович Лейзеро́вич (12 декабря 1927, Москва — 29 августа 2014, Тель-Авив) — советский и российский экономико-географ, известный своими трудами в области экономико-географического районирования; доктор географических наук (1990).

Окончил географический факультет Московского государственного университета по кафедре экономической географии СССР в 1953 году, там же — аспирантуру под руководством Н. Н. Баранского.[1] В 1953—1960 годах работал в проектном институте «Гидроэнергопроект». С 1960 по 1994 гг. — в ЦНИИП градостроительства в Москве[2][3].

Кандидатскую диссертацию по теме «Экономико-географические основы районной планировки Киргизской ССР»" защитил в 1965 году в МГУ; докторскую диссертацию по теме «Экономические микрорайоны СССР: опыт типологического исследования» — в 1990 году в Институте географии АН СССР[4].

Е. Е. Лейзерович был одним из ведущих представителей районной школы в российской социально-экономической географии, специалист в области экономического районирования, районной планировки, расселения, теории социально-экономической географии[5][6][7] Он детально разработал дробное (внутриобластное) районирование территории СССР и Российской Федерации, ныне известное как «районирование Лейзеровича» (или «сетка Лейзеровича»)[8][9][10][11].

В 1970-х годах Лейзерович, вместе с О. А. Кибальчичем, предложил концепцию «равноприоритетности» расселения и размещения производства. Сетка дробного районирования территории РСФСР состояла из 423 экономических микрорайонов (ЭМР).[12][13] В 1980-х годах такое районирование было распространено на всю территорию СССР (719 ЭМР).[14] В 2008 году им был разработан новый вариант районирования Российской Федерации, насчитывающий 463 микрорайона. Представлял экономические микрорайоны (ЭМР) как комплексные социально-экономические образования, отражающие реальное или потенциальное тяготение территории к основным центрам. Каждый ЭМР — это компактная группа административных районов и городов внерайонного подчинения, объединённых общностью географического положения и общей транспортной сетью. Совокупность ЭМР отражает особенности расселения, транспортной сети и освоенности территории страны.[15][16]