Ленинградский вокзал


Ленингра́дский вокза́л (до 1855 года — Петербу́ргский вокзал, в 1855—1923 годах — Никола́евский, в 1923—1924 годах — Октя́брьский[1], с 1924 года - по настоящий момент - Ленинградский вокзал) — железнодорожный вокзал, пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская[2] (Москва-Октябрьская[3][4], Москва-Пассажирская-Октябрьская), расположенный на Комсомольской площади Москвы.

Является старейшим вокзалом города, здание вокзала было построено в 1844—1851 годах по проекту Константина Тона архитектором Рудольфом Желязевичем[5][6]. Входит в Северо-Западную региональную дирекцию железнодорожных вокзалов[7][8][9]. Объект культурного наследия народов России федерального значения[10]

Окрестности Красного пруда в XIV веке принадлежали московскому князю Василию I. К 1462 году земля перешла в собственность Ивана III и её стали именовать Красносельской дворцовой слободой. Берег водоёма использовали под пастбища, и в конце XVII века территория между фортификационным насыпным валом и прудом представляла собой обширное поле. В северо-западной части участка находился путевой дворец Алексея Михайловича. Строение украшала каланча, поэтому в народе пустырь прозвали Каланчёвской площадью. При строительстве Камер-Коллежского вала местность вошла в состав столицы и начала постепенно застраиваться. В этот период через участок проходил путь во Владимирскую землю, а северную его часть занимал Артиллерийский полевой двор, где хранили боевые снаряды и устраивали учения[11][12]. Во время столичного пожара 1812 года комплекс воспламенился из-за взрывов артиллерийских снарядов[13][8]. Двор не реконструировали, а часть свободного участка в середине XIX века использовали для возведения железнодорожных вокзалов[14][15][16].

Строительство прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом началось в 1842 году, когда император Николай I подписал соответствующий указ. Дорога должна была стать первым казённым двухпутным полотном в стране. Работы велись одновременно на всей протяжённости пути, но участки вводились в эксплуатацию по очереди[17][18]. Для конечной станции в Москве изначально планировали использовать участок в черте Садового кольца. Так, рассматривали площади Тверская застава и Трубная. Но от этой задумки отказались из-за шума и возможного пожара от искр из печи паровоза. Строительная комиссия выбрала Каланчёвский пустырь на северо-восточной окраине города[19][20][8].

В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил типовые проекты для вокзалов промежуточных станций железной дороги. Он предложил собственные идеи по организации конечной станции, но их не приняли. Был организован архитектурный конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов, Николай Ефимов, а также Константин Тон, работу которого и утвердил Николай I для обеих конечных станций железной дороги[20]. Москвовед Александр Васькин утверждает, что конкурс не проводился, а император сразу поручил проект Тону[13].