Ленин в 1918 году


«Ле́нин в 1918 году́» — художественный фильм, вторая часть дилогии, — после картины «Ленин в Октябре», — режиссёра Михаила Ромма. Снят и выпущен в прокат в 1939 году, в 1956 году перемонтирован.

Фильм повествует о событиях 1918 года, происходивших в Москве. В самом разгаре Гражданская война, голод, разруха. В Кремле идёт напряжённая работа правительства Советской России под руководством Ленина и Сталина по выводу страны из кризиса. Ленин находит время встречаться с ходоками из народа. Важный эпизод фильма — встреча Ленина и кулака из Тамбовa.

Одновременно зреет заговор, который раскрыт комендантом Матвеевым. Заговорщикам, однако, удаётся скрыться и затем организовать покушение на Ленина во время его выступления на заводе Михельсона. После выстрела Каплан в Ленина он продолжительное время болеет, выздоравливает и возвращается к работе.

После выхода картины «Человек с ружьём» наметилась определённая тенденция в изображении Ленина в советском кинематографе. В картине «Ленин в 1918 году» вождь мирового пролетариата — главный герой, но при этом исподволь на первый план выходит Сталин[источник не указан 2522 дня]. Ленин занят общим руководством и своего рода кабинетной работой, а Сталин непосредственно проводит в жизнь решения партии на фронтах и на периферии.

Задачей создателей было также показать то, что Ленин не один руководил страной, а был во главе целой группы единомышленников, способных подхватить знамя в то время, когда мог начаться кризис власти после покушения на лидера страны. Кульминацией картины становится наступление красных под Царицыном, по сюжету возглавляемое лично Сталиным. Когда же победитель возвращается в Москву, то происходит чудесное выздоровление Ленина, приходящего в себя после покушения[1].

Основная сложность была в создании не столько образа Ленина, сколько образа Сталина, который был снова поручен Михаилу Геловани, сыгравшему эту роль в фильме «Человек с ружьём» (в фильме М.Ромма «Ленин в Октябре» роль Сталина исполнил украинский актёр Семён Гольдштаб), но по сравнению с предыдущими картинами ленинианы роль Сталина стала гораздо глубже. По мнению ряда историков, картина сыграла свою роль в идеологическом оправдании террора[1].