Леонардески


Леонардески (итал. leonardeschi) — традиционное для Италии условное обобщающее наименование учеников, последователей и подражателей выдающегося художника эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. До середины ХХ века многие картины «леонардесков» считались произведениями самого мастера. Точную атрибуцию затрудняло то обстоятельство, что Леонардо, неудовлетворённый работой либо отвлекаясь на другие проекты, чаще всего не заканчивал свои произведения, и его картины завершал кто-либо из учеников его мастерской[1].

В 1482—1499 и в 1507—1513 годах Леонардо работал в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца (Иль Моро). Вокруг художника сложилась группа учеников: Амброджо де Предис, Джованни Больтраффио, Франческо Мельци Андреа Соларио, Джампетрино, Бернардино Луини, Чезаре да Сесто[2][3].

«Леонардо, пока он работал в Тоскане, был в значительной степени изолирован от главных течений искусства итальянского Возрождения. У него не было настоящих учеников, и его влияние на других художников было незначительным, ограниченным привлечением некоторых формальных, физиогномических и композиционных аспектов, всегда и во всяком случае частичных. Его влияние в Милане было совершенно иным. Получив благосклонность Лодовико иль Моро и самых высоких ломбардских заказчиков, он стал главным художником для целого поколения и диктовал новый стиль, которому должны были подчиниться даже старые мастера, например, Винченцо Фоппа»[4].

Однако ученики не могли в полной мере понять и усвоить творческий метод учителя, в лучшем случае они ограничивались подражанием его манере. Выдающийся историк искусства М. Дворжак писал о позднем периоде творчества Леонардо: «В то самое время, когда натуралистическое искусство достигло этой кульминации, в Италии неожиданно приобрёл господствующее положение формальный идеализм, и Леонардо оказался представителем вчерашнего искусства. Он сделал из этого выводы и переселился в страну, бывшую родиной натурализма… к тому королю, который был последним венчанным представителем духовной культуры, являвшейся колыбелью творчества Леонардо»[5].

М. Дворжак имел в виду стремительное развитие искусства Высокого Возрождения в Риме в начале XVI века, формирование флорентийского и римского маньеризма и будущего стиля барокко. Гений Леонардо оказался «вне времени», и в 1516 году художник уехал во Францию, воспользовавшись приглашением французского короля Франциска I. В искусстве французского Ренессанса действительно господствовали натуралистические тенденции, соединявшиеся с пережитками средневекового готического искусства.