Леонтьев, Дмитрий Алексеевич


психолог, основатель психологии смысла, специалист в областях психологии личности, мотивации и смысла, теории и истории психологии, психодиагностики, психологии искусства и рекламы, психологической и комплексной гуманитарной экспертизы, а также в области современной зарубежной психологии[1]

Дми́трий Алексе́евич Лео́нтьев (род. 28 июля 1960, Москва, СССР) — российский психолог, специалист в областях психологии личности, мотивации и смысла, теории и истории психологии, психодиагностики, психологии искусства и рекламы, психологической и комплексной гуманитарной экспертизы, а также в области современной зарубежной психологии. Доктор психологических наук, профессор. Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ[2][3], ординарный[4] профессор НИУ ВШЭ[5], доцент факультета психологии; профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого-педагогического университета[6] (2009—2012). Директор издательства "Смысл".

Председатель Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка РФ «Вклад в будущее»[7].

Автор более 600 публикаций. Лауреат премии Фонда Виктора Франкла города Вены (2004) за достижения в области ориентированной на смысл гуманистической психотерапии. Почётный член Общества логотерапии и экзистенциального анализа Института Виктора Франкла (2014). Редактор многих переводных книг ведущих психологов мира. В последние годы разрабатывает вопросы нетерапевтической практики психологической помощи, профилактики и фасилитации личностного развития на основе экзистенциальной психологии[8][9].

На основе пристрастного и многостороннего анализа различных психологических теорий, а также более широкого взгляда на развитие социальных и гуманитарных наук, Д. А. Леонтьев обосновывает и развивает представление о личности как единстве возможного и необходимого, в рамках которого человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное. Такое представление о личности связано с выделением возможности существования как минимум двух психологических взглядов на человека, а также режимов его существования: в первом рассматривается «естественный человек» как пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо; в рамках второго внимание обращается на «человека рефлексивного», выступающего субъектом собственной активности. Причём «второй» взгляд на человека — возможен, но не обязателен. Этот взгляд представлен в настоящее время экзистенциальной психологией и культурно-исторической деятельностной психологией[10].