Лечебная педагогика


Лечебная педагогика (heilpaedagogik – нем., la pédagogie curative – фр.) — система профессиональной помощи, в рамках которой представители педагогики, психологии, дефектологии, медицины и других отраслей науки и практики взаимодействуют, обеспечивая подготовку и сопровождение особого человека в образовательном процессе на основе интегративного подхода и при безусловном уважении его человеческого достоинства.

Лечебная педагогика предполагает как непосредственную работу с особыми людьми разных возрастов, так и заботу об улучшении состояния всей системы образования в целом, ее способности продвигать общество в сторону оздоровления. Цель лечебной педагогики заключается в органичном развитии «особого» ребенка в рамках комплексного лечебно-педагогического процесса (В.П. Кащенко).

В научный оборот термин «лечебная педагогика» был введен во второй половине XIX в. (1861) немецкими педагогами Йаном-Даниэлем Георгенсом[1] и Генрихом Дейнхардтом[2]. В опубликованной ими книге «Введение и обоснование общей лечебно-педагогической науки[3]», они впервые употребили и обосновали использование данного термина.

Согласно концепции здорового воспитания Георгенса и Дейнхардта, одной медицины недостаточно. Обучением детей с нарушениями развития должна заниматься педагогика, привлекая для терапии медицинские знания.

То есть они предлагают рассматривать лечебную педагогику как систему, представляющую собой интегрированное лечебно-педагогическое знание на основе междисциплинарных связей педагогики и медицины, предусматривающую необходимость помощи детям и пересматривающую традиционные подходы к воспитанию, обучению и учению[4]. Они перенесли центр тяжести на педагогическую составляющую и считали, что воспитание должно включать в себя не только обучение, но и формирование нравственных качеств,развитие сопереживания другим, обогащение мира чувств. Принципиальна для лечебного педагога обращенность к повседневности, ситуации в настоящий момент. Освоение ребенком новых умений и знаний важно не само по себе, а в связи с его практической деятельностью, востребованностью их в реальной жизни. В деятельности и книгах Георгенса и Дейнхардта можно увидеть важнейшие идеи современной лечебной педагогики. Современная лечебная педагогика делает акцент на уважении личности, достоинства и неприкосновенности каждого человека, независимо от возраста, степени нарушений, социального положения, опыта и т.д.

Несмотря на царившую в то время в сфере помощи особым людям чисто медицинскую практику, лечебная педагогика начала развиваться в медико-педагогическом направлении.