Ле-Круазик


Ле-Круазик (фр. Le Croisic) ― коммуна на западе Франции, находится в регионе Пеи-де-ла-Луар, департамент Атлантическая Луара, округ Сен-Назер, кантон Ла-Боль-Эскублак. Расположена в 80 км к западу от Нанта и в 70 км к юго-востоку от Вана, в 40 км от национальной автомагистрали N165, на побережье Бискайского залива. На территории коммуны расположена железнодорожная станция Ле-Круазик, конечный пункт линии Сен-Назер—Круазик.

Важное стратегическое положение Круазика определило стремление людей поселиться здесь начиная с доисторических времен. К V веку он был большим приморским поселком. В июне 843 года Круазик был разорён викингами, проникшими к устью Луары с севера.

В XII веке Круазик был важным портом. Он оснащал мощные корабли и вёл активную морскую торговлю. Его верность герцогам Бретани, а затем королям Франции была неизменной, за что он получал определённые привилегии. Около 1379 года адмирал Николя Бушар укрепил город и построил здесь замок, не сохранившийся до наших дней. Были также возведены оборонительные валы, препятствовавшие доступу на полуостров с суши.

Во время войны Бретани с Францией герцог Франциск II вооружает в Круазике свой флот и предоставляет жителям дополнительные привилегии. В благодарность за это жители города помогли бретонской армии добиться снятия осады Нанта, затем освободить Ван. Позже, когда Бретань и Франция заключили унию, Круазик полностью принял новую власть. Во время правления короля Франциска I население города отбило несколько английских или испанских попыток высадить десант на полуострове.

До 1597 года Круазик обладал одними из самых мощных в Бретани оборонительными сооружениям. В конце Религиозных войн сторонники короля Генриха IV взяли город штурмом, после чего были снесены замок и городские укрепления. В 1629 году на месте бывшего замка по приказу Людовика XIII была построена ратуша; таким образом он вознаградил город за участие его жителей в Осаде Ла-Рошели.

В XVII веке Круазик стал одним из первых портов, отправивших свои суда ловить треску на отмелях в районе острова Ньюфаундленд. В это время к порту Круазика было приписано более ста судов водоизмещением свыше ста тонн, торговля ведётся от Балтики до Средиземного моря. Порт принимает древесину, железо, олово, каменный уголь, ткани и является основным экспортером главного местного богатства – соли. К середине XVIII века экономическому росту приходит конец. Это было связано как с экономическими (строительство порта Нант и отмена льгот), так и с природными причинами (сильные штормы разрушили дюны, что привело к обмелению порта).