Линогравюра


Линогравюра — способ гравирования на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах[1]. В искусстве графики и в полиграфии — разновидность и техника гравирования, относящиеся к виду гравюры высокой печати[2].

Линогравюра как разновидность художественной графики возникла на рубеже XIXXX веков в связи с изобретением линолеума. В этой технике художник-гравёр пользуется, как и в традиционной ксилографии (гравюре на дереве), штихелями, но использует не деревянную доску, а линолеум или иные виды синтетического пластика, обычно толщиной от 2,5 до 5 мм. Линолеум, в отличие от твёрдого дерева, мягок и пластичен, что значительно облегчает работу, а дешевизна материала позволяет применять большие плоскости. Отсюда главная особенность художественной линогравюры — возможность использовать крупные пятна чёрного и белого тона, сочный контур, широкий, даже крупный, и свободный штрих[1]. В то же время, линогравюра позволяет работать и традиционным тонким, продольным или перекрёстным штрихом, в том числе и мелким. Недостатком этой техники является мягкость печатной формы: даже при небольшом давлении ручного печатного пресса линолеум слегка деформируется. Поэтому большие тиражи в линогравюре невозможны, а для книжной графики незаменимой остаётся техника ксилографии[3].

При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и в ксилографии. Накатывают краску на линолеум вручную валиком, при этом важно регулировать количество краски, наносимой на линогравюру: её не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки. Поэтому опытные художники всегда печатают авторский тираж сами, иногда используя приёмы, впервые отработанные в традиционной японской цветной гравюре на дереве: различные «затяжки» и плавные переходы тона подобно акварели при накатывании красок валиком.

В истории искусства известны как чёрно-белая, так и цветная линогравюра. Полихромное изображение вначале получали раскраской оттисков акварелью от руки (этот приём в России успешно использовала А. П. Остроумова-Лебедева), а затем стали использовать печать с нескольких «досок», обычно в три-четыре краски — для каждого цвета гравируется своя «доска». Для совпадения оттисков при многократной печати, как и в цветной литографии, используют иглы и маленькие отверстия на печатной форме и на оттисках. В США пионером многоцветной линогравюры стал в 1940-х годах Уолтер Андресон, его работы в 1949 году были показаны в Бруклинском музее.

Впервые технику линогравюры стали широко применять в 1905 году художники немецкой группы «Мост». Это было сделано в связи с необходимостью использования гравюры для печати крупноформатных плакатов, которые превосходили по площади доски продольного, а, тем более, собранные из поперечных распилов дерева, применявшиеся в торцовой ксилографии[4].