Липгарт, Андрей Александрович (инженер)


Андре́й Алекса́ндрович (Арвидович) Ли́пгарт (22 мая [3 июня1898, Москва, Российская империя20 марта 1980, там же, СССР) — советский конструктор автомобилей. Доктор технических наук (1960). Член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958). Лауреат пяти Сталинских премий (1942, 1943, 1947, 1950, 1951). В 1933—1951 — главный конструктор Горьковского автомобильного завода.

Родился 22 мая (3 июня1898 года[1] в Москве в многодетной семье служащего немецкого происхождения. Окончил частное реальное училище Воскресенского.

В 1915 году поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). В 1918 году был призван в РККА, служил в 1-м запасном телефонно-телеграфном батальоне, работал в авторемонтных мастерских. В 1921 году откомандирован для продолжения учёбы в МВТУ, который и окончил в 1925 году.

С 1925 по 1933 год работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) вначале чертежником-конструктором, затем — инженером-конструктором, став позднее главным конструктором автомобильного отдела. Принимал активное участие в создании первых советских автомобилей — легкового НАМИ-1, трехосного грузового автомобиля прототипа ГАЗ-ААА, первого советского троллейбуса ЛК-1 и других конструкций.

С 1933 по 1951 год — главный конструктор Горьковского автомобильного завода имени В. М. Молотова (позднее ГАЗ). С целью размещения заказов и изучения автомобильного производства в 1930 и 1937 годах был в командировках в США, а в 1934 году — в Германии. Под его руководством и при непосредственном участии было разработано и построено 67 экспериментальных моделей, из которых в производство пошли 27.

В 1951 году по обвинению в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011» он был снят с должности главного конструктора и назначен заместителем главного конструктора Горьковского автомобильного завода. По совместительству в 1951—1952 годах — заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Горьковского политехнического института[3]. В мае 1952 года отправлен рядовым инженером-конструктором в Миасс на Уральский автомобильный завод. По его предложению и при его активном участии была произведена коренная модернизация грузового автомобиля УралЗИС-5, приведшая к созданию УралЗИС-355М.