Лисс, Иоганн


Иоганн (Ян) Лисс, Джованни Лисс (нем. Johann Liss, Jan Lis, итал. Giovanni Liss; около 1597, Ольденбург, графство Ольденбург, Священная Римская империя5 ноября 1631, Верона, Венецианская республика) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, значительную часть жизни работавший в Италии. Один из ключевых художников немецкого барокко (наряду с Адамом Эльсхаймером)[1], вместе с современниками Доменико Фетти и Бернардо Строцци — видный представитель венецианской школы[2].

Родился в Ольденбурге; сын и тёзка Иоганна Лисса, придворного живописца герцогов Гольштейнских. Совершил путешествие в Нидерланды, где испытал влияние ряда голландских и фламандских мастеров: Хендрика Гольциуса (у которого также учился гравированию), Дирка Халса, Карела ван Мандера, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса и других[3].

Примерно в 1620 году Лисс прибыл в Венецию, где вскоре вошел в круг Доменико Фетти. В венецианскую традицию Лисс привнёс сюжеты и мотивы, характерные для нидерландской жанровой живописи. В 1622 году Лисс на три года переезжает в Рим, где он близко знакомится с традициями караваджизма и испытывает классицизирующее влияние творчества Аннибале Карраччи, которым отмечены работы Лисса на мифологические сюжеты. По возвращении в Венецию в 1625 году римско-фламандский реализм его ранних работ становится уравновешен традициями венецианской живописи, восходящими к наследию Тициана и Тинторетто. Поздние работы Лисса отличаются свободным мазком и барочной сложностью композиции, предвосхищающими достижения венецианского рококо XVIII века[3].

В ра­бо­тах Д. Фет­ти, Б. Строц­ци и И. Лис­са приё­мы жи­во­пи­си ба­рок­ко, реа­ли­стические на­блю­де­ния и влия­ние ка­ра­вад­жиз­ма со­су­ще­ст­ву­ют с тра­ди­ци­он­ным для ве­не­ци­ан­ских ху­дож­ни­ков ин­те­ре­сом к ко­ло­ри­стическим ис­ка­ни­ям.