Лист, Даниель Фридрих


Даниель Фридрих Лист (нем. Daniel Friedrich List, 6 августа 1789, Ройтлинген30 ноября 1846, Куфштайн) — немецкий экономист, политик и публицист.

Учился только в латинской школе, но потом сам пополнил своё образование. Выдержал государственный экзамен и поступил в 1805 на вюртембергскую государственную службу. Примкнув к тогдашнему либеральному течению в правительственных сферах, в 1817 он был назначен профессором государственной практики на вновь открытом в Тюбингене факультете государственных наук.

Либеральные и конституционные идеи, одушевлявшие Листа, были высказаны им в брошюре «Die Staatskunde und Staatspraxis Würtembergs» (1818). В 1819 году он написал по просьбе геттингенских купцов докладную записку Союзному сейму об отмене внутренних таможенных пошлин (в Пруссии таможенные пошлины были ликвидированы в 1818 году, а в 1834 году будет создан Германский таможенный союз) и в то же время побудил купцов основать торгово-промышленный союз, управление делами которого принял на себя. Это навлекло на него недовольство правительства, и он подал в отставку.

В 1820 году он был избран членом вюртембергской палаты депутатов. За составление петиции о расширении самоуправления, реформе суда и администрации правительство возбудило против него уголовное преследование; Лист был лишён звания депутата и присуждён к 10-месячному заключению в крепости, но бежал. В 1824 году он вернулся и был посажен в крепость, откуда был выпущен в 1825 году под условием выезда за границу.

Лист уехал в Америку, где долго бедствовал, пока случайно не открыл богатые залежи каменного угля. В этот период им написаны две брошюры о протекционизме и свободе торговли, заключавшие в зародыше его позднейшую теорию («Outlines of American economy», 1827).

В начале 1830-х годов Лист возвращается в Германию в качестве американского консула. В 1833 году он издаёт брошюру о пользе постройки железных дорог в Саксонии и лично пропагандирует ту же мысль; под его влиянием была построена линия между Лейпцигом и Дрезденом. К 1838 году относится его брошюра «Das deutsche Nationaltransportsystem».


Nationale System der politischen Ökonomie, 1930