Литургический календарь


Литурги́ческий календа́рь, богослужебный календарь, церковный календарь, (от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме) — принимаемая той или иной церковью (конфессией) система определения дат переходящих и непереходящих церковных праздников, сроков и продолжительности связанных с ними предпразднств и попразднств (предшествующих и последующих дней, в которые проводятся особенные богослужения), а также постов. Такое же название носит печатное издание этого календаря-таблицы, издаваемое перед началом нового календарного года, содержащий перечень праздников на каждый календарный день.

Системной основой календаря литургического является принятый в той или иной стране гражданский календарь — система летоисчисления и деления годичного цикла на месяцы (солнечные и/или лунные), недели и дни. То есть, даты праздников, постов и т.п. в календарях церковных выражаются в тех единицах исчисления, которые приняты в настоящее время в гражданских отношениях. В известном ряде исключений литургические календари опираются на системы, которые были приняты ранее, в том числе в других странах; в этом случае дни и события литургического календаря получают двойную датировку.

Вместе с тем, в качестве отправной точки отсчёта годичных циклов гражданские календари большинства стран ориентируются на важнейшие события общерелигиозного, а не локально-гражданского значения — например, сотворение мира, рождество Христово и т.п.

Отличительной чертой литургических календарей от гражданских является усложнённое деление года на несколько крупных отрезков, каждый из которых охватывает более месяца. В культуре большинства стран современного мира, независимо от господствующих вероисповеданий, гражданский год делится на четыре примерно равные «времени года» — весна, лето, осень, зима. Литургические же календари выделяют «круги богослужений» — например, у православных и католиков — пасхальный и рождественский.

Другим существенным отличием литургического календаря от гражданского является наличие так называемых переходящих праздников. Неодинаковость гражданских дат, на которые выпадает тот или иной переходящий праздник, обусловлена отсутствием целочисленного кратного соотношения между солнечным и лунным годом, между гражданскими и лунными месяцами.

Наконец, литургические календари, в отличие от гражданских, подразумевают указания на организацию суточного круга богослужений.