Лобное место


Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Созданный, предположительно, в XVI веке, до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов. Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот»:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить—навострить,
Палача велю одеть—нарядить...[1].

Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»[2].

Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию. Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор, символизировавший Небесный Иерусалим[3]. Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским[4][5], а Спасские ворота — Иерусалимскими[6].

Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора, при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию[7].

Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти, которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим[4]. В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь [царь] пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом [патриархом], и отсюда уже тот благословляет народ»[8].