Лодочный мотор


Подвесной ло́дочный мото́р — лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине XX века на маломерных судах (моторные лодки).

Основные преимущества по сравнению со стационарным: подвесной мотор не занимает полезный объём судна, легко демонтируется, что позволяет хранить дорогостоящий агрегат в надёжном месте.

Первоначально были широко распространены двухтактные моторы. Их преимущества — малый вес, высокая удельная мощность, простота конструкции и общая неприхотливость в эксплуатации. Постепенно их недостатки, по мере совершенствования четырёхтактных моторов, приводят к сокращению количества двухтактных. Экономичность и более высокая экологичность (поскольку не требуется примешивать специальное двухтактное масло к топливу, и как следствие не происходит горения масла с выделением токсичных и канцерогенных продуктов пиролиза), более высокий ресурс, удобство эксплуатации и растущая по мере совершенствования технологий удельная мощность — основные причины, которые вызывают повсеместный переход на четырёхтактную конструкцию. Следует отметить, что четырёхтактные моторы в сравнении с двухтактными аналогичной мощности имеют несколько бо́льшие габариты, примерно в 1,5 раза бо́льшую массу, стоят дороже, требуют более дорогих ГСМ.

Растущие требования к экологичности, прямой запрет на использование двигателей внутреннего сгорания на некоторых водоёмах привели к развитию практически бесшумных подвесных электромоторов, питающихся от аккумуляторов или топливных элементов. Разработан также подвесной парус, закрепляющийся, подобно мотору, на транце лодки.

На 2019 год мощность серийных подвесных лодочных моторов достигла 400 лошадиных сил (Mercury 400 Verado). В начале 2021 года была представлена модель Mercury V12 Verado, мощность которой составляет уже 600 л. с.

В настоящее время подвесные лодочные моторы преимущественно строятся по схеме, предложенной Олом Эвинрудом в 1906 г. Эта схема имеет вертикальную компоновку узлов.


Подвесные моторы имеют механизм, позволяющий изменять угол дифферента.
Регулировка угла дифферента подвесного мотора:
1 — большой угол, лодка поднимает нос;
2 — малый угол, лодка опускает нос;
3 — оптимальный угол.
Редуктор лодочного мотора:
:Вал 1 постоянно вращается от коленчатого вала двигателя, в корпусе импеллерного насоса 2 находится импеллер с резиновыми пластинами; забортная вода подаётся в блок цилиндров по металлической трубке (путь забортной воды показан стрелками синего цвета); из двигателя нагретая вода и выхлопные газы поступают в дейдвуд и выходят наружу через ступицу гребного винта 4.
3 — редуктор;
6 — тяга реверса;
5 — антикавитационная плита;
7 — анод катодной защиты.

Подвесные моторы с водомётной приставкой помпы не имеют, вода для охлаждения двигателя подаётся импеллером.