Лойце, Эмануэль


Эмануэль Готлиб Лойце (Лёйце[4]) (англ. и нем. Emanuel Leutze; 24 мая 1816, Швебиш-Гмюнд, Вюртемберг18 июля 1868, Вашингтон, США) — американский и немецкий художник.

Эмануэль Лойце в 1825 году, будучи девятилетним ребёнком, прибыл в США. Изучал живопись в Филадельфии. В 1850 году Лойце возвращается в Германию, где обучается в Дюссельдорфской академии художеств у Карла Фридриха Лессинга. Основной темой художника в живописи стала историческая, творчество же его по стилю можно отнести к дюссельдорфской школе. Наиболее известное полотно Э. Лойце — «Вашингтон переправляется через Делавэр» — было написано во время пребывания его в Германии; виды реки Делавэр же списаны с рейнских пейзажей у города Кайзерверт (ныне — часть Дюссельдорфа).

Длительное время Э. Лойце возглавлял «Союз взаимопомощи дюссельдорфских художников». В 1848 году по его инициативе создаётся художественное объединение «Малкастен», в 1856 — «Товарищество немецких художников». В 1842 году Лойце приезжает в Мюнхен, а оттуда — в Венецию и Рим. В 1845 он возвращается в Дюссельдорф. Даже в это время его полотна изображают преимущественно события истории — например, «Колумб перед Высшим советом в Саламанке». К этой картине примыкают другие, отражавшие события XV—XVIII столетий: «Колумб у ворот монастыря Ла Нагида», «Сэр Уолтер Рэли и королева Елизавета на прогулке» (1845), «Торквемада поддерживает короля Фердинанда, отказывающего в приёме посольству от евреев» (1846), «Вашингтон в битве у Монмута» (1852—1854) и др.

В 1859 году Э. Лойце возвращается в США, где ему было поручено украсить своими историческими картинами помещения и залы заседаний американских Конгресса и Сената в вашингтонском Капитолии. В 1861 году художник, выполняя этот заказ, создаёт монументальную настенную картину «Westward the Course of Empire Takes Its Way». Творчество Э. Лойце прославлено в США за свою национальную, патриотическую направленность.