Локомотив (стадион, Самара)


В 1924 году при Самаро-Златоустовской железной дороге создан кружок физкультуры, а летом того же года на дороге была проведена первая спартакиада.

В это время в Самаре методом «народной стройки» в районе железнодорожного вокзала начинается строительство первого городского стадиона. Уже через год было сделано футбольное поле и ограждение. Губернская газета «Коммуна» от 12 июня 1925 года сообщила о том, что в городе открыт спортивный стадион. Так было положено начало нынешнему стадиону «Локомотив». Это ещё был не полноценный стадион, а, скорее, спортплощадка. Совместно с городскими службами были возведены деревянные трибуны и раздевалки, обустроено футбольное поле с дренажной системой. В июне 1927 года наконец-то состоялось торжественное открытие стадиона.

Так как достройка стадиона продолжалась не один год и в основном силами железной дороги, то в 1929 году полноценным хозяином «Локомотива» стала Самара-Златоустовская железная дорога.

11 августа 1929 года стадион принимал первый международный матч играла команда самарских футболистов, сформированная, в основном, из рабочих-зимовцев и французская команда ФСТen. Самарцы победили со счётом 1:0. А 13 августа ФСТ была обыграна уже сборной города со счётом 13:0.

Второе открытие стадиона состоялась в 1935 году (после масштабной реконструкции). Появилась парашютная вышка[4].

Спортивное «крещение» стадиона состоялось 18 июля 1938 в матче 1/64 финала Кубка СССР между куйбышевским «Локомотивом» и сталинградским «Динамо». Газета «Волжская коммуна» от 22 июля 1938 года в статье «Матч закончился скандалом» писала: «10 000 зрителей увидели, как на 85-й минуте, после незабитого „Динамо“ пенальти, при счете 0:1, судья остановил игру и увел команды с поля, так как в команде „Локомотив“ на поле осталось 7 игроков. „Локомотив“ подал протест, но он был отклонен и присуждено техническое поражение».