Лора (фильм, 1944)


«Лора» (англ. Laura — «Лаура») (1944) — чёрно-белая нуарная детективная драма режиссёра Отто Премингера, экранизация одноимённого романа Веры Каспери. Ввиду неувядающей популярности Библиотека Конгресса в 1999 году включила «Лору» в Национальный реестр фильмов, а Американский киноинститут относит ленту к числу лучших детективов в истории Голливуда, поставив картину на 4-е место в соответствующем списке. Также «Лора» — единственный фильм 1940-х годов, саундтрек которого вошёл в список лучшей киномузыки, заняв 7-е место. В некоторых странах фильм шёл в прокате под названием «Головокружение».

Лента была удостоена премии «Оскар» за лучшую операторскую работу в чёрно-белом фильме (Джозеф Лашелл), а также номинировалась ещё в четырёх категориях: лучший режиссёр (Отто Премингер), мужская роль второго плана (Клифтон Уэбб), адаптированный сценарий (Джей Дратлер, Сэмюэл Хоффенстайн, Элизабет Райнхардт) и работа художника-постановщика (чёрно-белый фильм) (Лайл Уилер, Лиланд Фуллер, Томас Литтл).

Повествование начинается от лица Уолдо Лайдекера (Клифтон Уэбб), известного и острого на язык репортёра-циника и владельца газетной колонки, которого посещает лейтенант полиции, детектив Марк Макфёрсон (Дэна Эндрюс), расследующий сенсационное убийство молодой и успешной бизнесвумен Лоры (Лауры) Хант (Джин Тирни), убитой картечью из ружья в лицо вчера вечером, которую репортёр вывел «в люди». В тот день в пятницу на это время у них был назначен обед, но в семь Лора позвонила и отменила его. Для отработки концентрации детектив играет в мини-бейсбол на переносном аппарате. Мистер Лайдекер напрашивается сопровождать детектива.

Следующей Макфёрсон допрашивает миссис Энн Тредуэлл (Джудит Андерсон), тётю убитой. Он уличает её в снятии больших сумм наличных, в которых нуждался пианист Шелби Карпентер (Винсент Прайс), беспутный жених Лоры, с которой тот собирался пожениться на этой неделе.

Детектив в сопровождении подозреваемых приходит к выводу, что убийца позвонил в дверь. Далее он узнаёт, что Карпентер подложил ключ от квартиры в ящик после полицейского обыска, не сообщив об этом заранее из-за неприязни к Лайдекеру.

Вечером Макфёрсон и Лайдекер посещают ресторан. Репортёр вспоминает, как повстречал Лору за этим же столиком пять лет назад, события демонстрируются через флешбэк. При первой встрече он холодно общается с ней, язвит и отказывается рекламировать одну из ручек компании, в которой та работает. Недовольная Лора покидает его.