Коста, Лоренцо


Лоренцо Коста (итал. Lorenzo Costa; 1460, Феррара — 5 марта 1535, Мантуя), иначе Лоренцо Коста ди Оттавио Старший (il Vecchio) — итальянский живописец, представитель феррарской и мантуанской школ живописи эпохи итальянского Возрождения. Под фамилией «Коста» известно несколько художников, работавших в Ферраре, Болонье и Мантуе. Андреа Коста (?) — живописец раннего итальянского Возрождения родом из Виченцы по прозванию Андреа да Виченца, в 1424—1457 годах он работал в Ферраре. Лоренцо Коста ди Оттавио Старший родился в Ферраре в семье художника Джованни Баттиста и Бартоломеи. Он был отцом художников Ипполито Коста (1506—1561) и Джироламо Коста, и дедом Лоренцо Коста Младшего (1537—1583), сына Джироламо по прозванию «Мантуанец» (Mantovano). Были и другие феррарские и мантуанские художники под той же фамилией[1][2].

Согласно «Жизнеописаниям», составленным Джорджо Вазари, Лоренцо Коста Cтарший был учеником Козимо Туры в Ферраре. Обученный в феррарской и болонской среде, по примеру Козимо Туры и Эрколе де Роберти, он уехал жить во Флоренцию, где изучал творчество флорентийских художников: там он стал учеником Беноццо Гоццоли[3]. Переселившись в 1483 году в Болонью, Лоренцо Коста написал знаменитый алтарь Бентивольо и другие фрески на стенах Капеллы Бентивольо в церкви Сан-Джакомо-Маджоре. Он был большим другом Франческо Франча, оказал влияние на стиль и технику последнего.

В 1506 году по приглашению покровительницы художников, мантуанской маркизы Изабеллы д’Эсте Лоренцо Коста переехал в Мантую и стал придворным живописцем её супруга маркиза Франческо II Гонзага. Для «Студиоло Изабеллы» (её знаменитой коллекции картин) в Castello di San Giorgio художник написал два произведения — «Изабелла д’Эсте в царстве Гармонии» (Isabella d’Este nel regno di Armonia, 1506, Лувр) и «Правление бога Комуса» (1511, Лувр), основанные на незаконченных рисунках к двум отвергнутым картинам Андреа Мантеньи[4].

Творчество Лоренцо Косты относят к феррарской школе живописи, но большую часть своих работ этот художник создавал под влиянием Эрколе де Роберти. Этот «эмилианский опыт» (области Эмилия-Романья со столицей в Болонье) также привёл к влиянию на него школы Форли в лице Бальдассара Каррари Младшего.

Мягкие и непринуждённые тональные отношения живописи Косты напоминают произведения Перуджино, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо. Равновесие, достигнутое художником в этих многообразных влияниях, но не застрахованное от манерности, осталось неизменным на протяжении всей его деятельности. Его произведения свидетельствуют о том, что у него не было богатой фантазии и большого дара композиции, но они привлекательны тёплым и гармоничным колоритом. Лучшие из них находятся в парижском Лувре, в Болонской пинакотеке, в церкви Сан-Петронио в Болонье и в Берлинской картинной галерее. «Женский портрет» Лоренцо Косты имеется в Санкт-Петербургском Эрмитаже[5].