Лоренцо ди Креди


Лоренцо ди Креди, Лоренцо д’Андреа д’Одериго (итал. Lorenzo di Credi, Lorenzo d'Andrea d'Oderigo; 1459, Флоренция — 12 января 1537, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы эпохи Возрождения. Ученик Андреа дель Верроккьо.

Лоренцо учился у своего отца, «златокузнеца» (итал. battere metalli), ювелира, по имени Андреа д’Одериго, а затем у живописца Андреа дель Верроккьо. На его творчество оказал влияние его соученик по боттеге (мастерской) Верроккьо Леонардо да Винчи. Лоренцо работал во Флоренции в мастерской Верроккьо до самой смерти учителя[3].

В индивидуальной манере его письма ощутимы влияния Верроккьо: чёткие контуры, тщательная проработка деталей, характерные для флорентийского кватроченто, но эти черты соединяются с непосредственностью, искренностью и теплотой выраженного в них религиозного чувства.

В конце концов Лоренцо ди Креди стал главным помощником Верроккьо и унаследовал его мастерскую после смерти учителя в 1488 году. От имени Верроккьо он завершил знаменитую «Мадонну Площади» (Madonna di Piazza) для кафедрального собора Пистои, заказанную Верроккьо в 1475 году, но выполненную Лоренцо в 1485—1486 годах[4].

Среди ранних работ художника — тондо с «Поклонением Младенцу» из Фонда Кверини Стампалья в Венеции, «Благовещение» в Уффици, две панели «Мадонны с Младенцем» в Галерее Сабауда в Турине, ещё одна в Национальной галерее в Лондоне.

Более поздние работы, датированные 1493 годом, — «Мадонна и святые» из Лувра, и «Поклонение пастухов» из Уффици. В дальнейшем в произведениях Лоренцо ди Креди ощутимы влияния Леонардо да Винчи, который постепенно отходил от графичной манеры Верроккьо в направлении пластически полной моделировки формы и передачи пространственных отношений средствами тональной перспективы.