Лужки-Орловские


Лужки́-Орло́вские — узловая железнодорожная станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги, код ЕСР 205608. Второй железнодорожный вокзал города Орла. Расположена на пересечении однопутных направлений Брянск — Елец и Орёл — Льгов, обслуживаемых тепловозной тягой.

Железнодорожная линия Льгов — Михайловский Рудник — Кромы — Орёл спроектирована ещё до Великой Отечественной войны. В генеральном плане Орла 1938 года в части развития железнодорожного транспорта для новой линии со стороны Михайловского Рудника был зарезервирован землеотвод. По первоначальному проекту ветка должна была заходить в Орёл по оси Поселковой ул., далее по мосту через Оку в створе существующего Лужковского моста и по подъездному пути завода «Автосельмаш» выходить к действующей железнодорожной станции Кромская старого Брянского хода, то есть в обход деревни Лужки. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было отложено на 20 лет. В сентябре 1957 года началось строительство первой очереди линии от ст. Арбузово до Михайловского Рудника, введена в эксплуатацию в 1961 г. Строительство второй очереди железнодорожной линии от Михайловского Рудника до Орла для вывоза железной руды КМА через Орловский узел на Новолипецкий комбинат началось в 1968 г. по новому проекту, который предусматривал вхождение в Орловский узел по изменённой трассе: вместо прямого захода на ст. Кромская решено выстроить восточный железнодорожный обход этой станции на участке Саханская — Семинарская и возвести в Орле новую крупную грузопассажирскую станцию между объездной дорогой и деревней Лужки, что и было реализовано. Таким образом предполагалось существенно расширить и модернизировать Орловский железнодорожный узел в преддверии приёма потоков с 5 направления перевозок. В 1975 году строительство ветки до Орла, объездной восточной железной дороги Саханская — Семинарская и узловой грузопассажирской станции Лужки-Орловские[2] было завершено. На восточном обходе через новую станцию были возведены дополнительные ответвления, в результате этих мероприятий новая станция смогла принимать и раздавать поезда с Михайловского Рудника на все направления Орловского узла: на Брянск, Елец и Москву, к станции Орёл. Наименование станция получила от расположенной неподалёку деревни Лужки, ныне в составе г. Орла с дополнительный прилагательным Лужки-Орловские для отличия от ст. Лужки в г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В конце 1970-х гг. подходной путь от станции Орёл к Лужкам-Орловским был электрифицирован.

Находится в южной части Орла, в Заводском районе, между Итальянской ул. и ул. 6-й Орловской дивизии, соединена маршрутами городского транспорта с центральными районами города[3].