Лука Жидята


Лука́ Жидя́та (или Жирята, или Вежета, или Желдата[1]) — второй (по времени) епископ Новгородский, в первой половине XI века. Первый русский по происхождению епископ в истории Русской православной церкви. Почитается Русской церковью в лике святых, память совершается в Соборе святителей Новгородских 4 октября и 10 февраля (по юлианскому календарю).

Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в русской церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима.

Сведения о жизни и деятельности Луки Жидяты крайне скудны: не установлены ни его происхождение, ни год, ни место рождения. Его второе имя предположительно является уменьшительной формой от имени Жидислав, бытовавшее в литературе мнение о возможном еврейском происхождении епископа следует признать несостоятельным[3].

Из летописи известно, что он занял кафедру в Новгороде в 1034 году; в 1051 году освятил Софийский собор; вскоре после того был оклеветан перед митрополитом. Из-за клеветы своего холопа Дудики Лука пробыл в тюрьме три года — с 1055 по 1058 год. Впоследствии холоп был жестоко наказан — ему отрезали нос и обе руки[4][5]. Святитель Лука скончался по дороге из Киева в Новгород.

Переводы Луки с греческого языка до нас не дошли. Единственное его произведение, известное в древнерусской письменности, — весьма краткое «Поучение к братии». Оно представляет значительный историко-литературный интерес как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель новгородский произнёс своё поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях даёт первоначальные наставления веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, ещё мало охваченная христианским учением[6].

Проповеднику приходилось напоминать прихожанам Символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка в поучении интересны указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др. Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV—XVI веков, было напечатано в I томе «Русских достопамятностей» (1815), в «Истории русской церкви преосвятого Макария», часть I, и в «Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков» Фёдора Буслаева (1861).