Луций Тарквиний Приск


Луций Тарквиний Приск, либо Тарквиний Древний (лат. Lucius Tarquinius Priscus) — пятый царь Древнего Рима. Правил с 616 по 578 до н. э.[6] Историчность Тарквиния (существование данного человека в истории) признаётся большинством современных историков.

По преданию, родиной царя был этрусский город Тарквинии. Тит Ливий называет его Лукумоном (согласно современным представлениям, Лукумон, этр. lauchumu — не имя, а слово, означающее «повелитель, вождь»), сыном коринфянина Демарата из рода Бакхиадов. Лукумон ещё в молодости добыл себе большое состояние и женился на гадалке Танаквиль. Он перебрался в Рим, так как в Тарквиниях ему был закрыт путь к высшим должностям из-за того, что он был лишь наполовину этруском, и в Риме принял имя Луций Тарквиний[7].

Лукумон со всем домом и богатствами отправился в Рим. Когда он на своей колеснице уже подъезжал к Яникулу, орёл закружился над головой будущего царя, схватил его шлем, поднял в воздух, а потом опять возложил его на голову. Танаквиль увидела в этом доброе предзнаменование и сказала, что её муж станет царём[источник не указан 1159 дней].

Царь Анк Марций заметил Луция Тарквиния, сделал своим приближённым и назначил начальником конницы и опекуном над сыновьями. После его смерти, Луций Тарквиний убедил Народное собрание в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция, должен стать царём Рима[7].

Многие историки, в том числе Нибур и Моммзен, отвергают предание об этрусском происхождении Луция Тарквиния и считают, что он принадлежал к трибе луцеров. Во времена Лукумона уже существовал род Тарквиниев.

После своего избрания на царство Луций Тарквиний вынужден был продолжать внешние войны с латинами, этрусками и сабинянами. Он сумел подчинить Этрурию и сабинян и взял огромную добычу. При нём Рим окончательно стал главой латинского союза[7], унаследовав это звание от разрушенной Туллом Гостилием Альба-Лонги. Приступом были взяты такие города как Апиолы, Фирулея, Камерия и Номентум. Те латинские города, которые сдавались без боя, должны были стать римскими союзниками без уменьшения своих прежних прав. Напротив, город Корникул за упорную защиту после взятия был разрушен до основания. Он принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу.